Официальные документы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут принимать различные формы и носить институциональный, программный либо кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам интеграционных структур - высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Критерии оценки подлежат определению.

В зависимости от глубины интеграционных процессов могут быть выделены:

I. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц)

1.1. Исследовательские университеты
Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.

1.2. Научно-образовательные центры <1>
--------------------------------
<1> Для реализации определенных образовательных и исследовательских программ (программная интеграция).

К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров, кандидатов и докторов наук).
Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно широкого, но и узкого профиля) <1>.
--------------------------------
<1> Условия создания (функционирования) - предоставление научным организациям права на участие в осуществлении образовательной деятельности на основании договоров с вузами, имеющими соответствующие лицензии.

II. Частичная интеграция науки и образования

2.1. НИИ при вузах.
Кроме того, создание структурных подразделений в НИИ или вузах без образования юридического лица:
2.2. Базовые кафедры вузов в научных организациях.
2.3. Базовые лаборатории НИИ в вузах.

III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы, в том числе с созданием управляющей компании)

Возможны следующие варианты таких объединений:
3.1. НИИ - вуз, юридически независимые друг от друга.
3.2. Вуз - НИИ "при вузе".
3.3. Медицинский вуз - клиника.
Наиболее развитой формой интеграции науки и образования являются гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры), создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы.

Приложение N 7
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ

Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006 - 2008 (этап институциональных преобразований) и 2009 - 2010 годов (этап структурной модернизации).
На этапе институциональных преобразований (2006 - 2008 годы) предполагается решение следующих основных задач:
- совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки;
- формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки;
- повышение качества управления государственным сектором науки;
- рационализация имущественных комплексов организаций;
- оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений.
Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций.
На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия:
- инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;
- определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;
- создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;
- оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;
- формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;
- развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также "национальные лаборатории" по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут:
- сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки;


Страницы: 64 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->