Официальные документы

КОММЕНТАРИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕКТОРА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




- оптимизация численности персонала, занятого в академическом секторе, на основе рационализации состава и структуры организаций академической науки и переаттестации их сотрудников. При этом должна быть учтена и в максимальной степени использована возможность создания научными организациями дополнительных ставок, финансируемых за счет внебюджетных средств. "Бюджетные" рабочие места должны предназначаться персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, "внебюджетные" - работникам, осуществляющим инновационную деятельность и ведущим прикладные разработки. Предполагаемое сокращение к 2008 году количества бюджетных рабочих мест в академическом секторе - не более 25%.

Модернизация механизмов финансирования академического сектора науки
Представляется необходимым провести оптимизацию соотношения базового и программно-целевого финансирования научных организаций академического сектора науки, расширить практику проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ. Соответствующие меры должны реализовываться в рамках следующих базовых направлений:
- - внедрение системы финансового стимулирования результативности деятельности академических институтов. Необходимо сформировать рейтинг результативности однопрофильных академических институтов. При этом следует использовать такие объективные показатели, как число публикаций на одного научного работника, удельный вес молодых специалистов и аспирантов, доля внебюджетных и целевых средств в общем бюджете института и др. В отношении институтов, имеющих стабильно низкий рейтинг результативности в сравнении с однопрофильными, должны приниматься меры организационно-управленческого характера, вплоть до их ликвидации в качестве отдельной научной организации. Институтам, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, должны выделяться дополнительные финансовые ресурсы. Целесообразно использовать для этих целей ежегодно не менее 15 - 20% совокупного объема финансирования академических институтов <1>;
- --------------------------------
<1> Подобного рода система в настоящее время успешно применяется в рамках Сибирского отделения РАН.

- разработка и начало реализации целевой программы РАН "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня", основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности. В перспективе распространение этой программы на фундаментальные исследования, выполняющиеся в отраслевых академиях наук.

2.3. Университетская (вузовская) наука

К числу основных направлений модернизации вузовского сектора науки относятся:
Формирование сбалансированной структуры и механизмов финансирования, включая:
а) формирование системы средне- и долгосрочного финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета в составе:
- базовой части - выделяется на период 3 - 5 лет для обеспечения содержания основного персонала, а также приобретения оборудования, развития инфраструктуры и оплаты коммунальных расходов вузов для выполнения ими основных функций;
- проектной части - выделяется в качестве основы для селективной поддержки конкурентоспособных коллективов и отдельных ученых;
б) совершенствование процедур конкурсного отбора научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
в) существенное увеличение финансирования фундаментальных исследований в рамках тематических планов вузов;
г) опережающий рост финансирования исследований, проводимых в ведущих университетах;
д) финансирование проектов молодых преподавателей, ученых и аспирантов;
е) синхронизацию мероприятий по развитию и модернизации образования, развитию вузовской науки, интеграции науки и образования в рамках федеральных целевых программ.
Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая:
а) заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов;
б) создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков;
в) организацию региональных межведомственных координационных центров и специализированных советов по присуждению ученых степеней; проведение совместных конкурсов научных проектов для молодых ученых и преподавателей, учреждение совместных стипендий;
г) активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики.
Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации и федеральной системы повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, включая:
а) уточнение требований по аккредитации (аттестации) высших учебных заведений для привлечения и закрепления талантливой молодых кадров в науке и образовании;
б) повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.
Проведение структурных преобразований, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая:
а) реорганизацию научных организаций, ранее созданных при вузах в качестве юридических лиц, путем их присоединения к соответствующим вузам;
б) реорганизацию научных организаций путем их слияния (укрупнения) и создание укрупненных научно-образовательных структур по направлениям деятельности, включая создание учебно-научно-производственных комплексов;


Страницы: 61 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->