Официальные документы

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




Основная цель программы - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.
Предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до 3-х лет. Первый этап реализации проекта (до 1 года) является "посевным" в полном смысле этого понятия: заявитель, используя средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе на проведение НИОКР, осуществляет ряд действий, которые позволят ему убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов его научных исследований.
Реальной коммерциализацией для данной программы считается развитие нового предприятия (нового подразделения на предприятии) в конце третьего года до 5 - 20 сотрудников, имеющих данное предприятие как основное место работы (включая основных разработчиков), и с объемом реализации нового продукта (услуги) не менее 750 тыс. руб. на такого сотрудника в год.
На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКР увеличивается в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превышая суммарно за три года 4,5 млн. руб.
Опыт США показывает, что "вилка" выделяемых на один проект средств на ранних стадиях инновационного цикла варьируется от 25 до 250 тыс. долларов США.
Для данной программы Фонд не настаивает на переходе основных разработчиков проекта в течение первого года его реализации во вновь создаваемое предприятие. Однако при отборе проектов для финансирования на второй год их реализации переход основного разработчика на предприятие как основное место работы рассматривается в качестве серьезного доказательства уверенности самого разработчика в реализуемости его бизнес-идеи.
В любом случае в заявке должно быть показано, что заявители имеют право на предлагаемые к коммерциализации научные результаты (наличие права собственности на патент, лицензионное соглашение, письмо руководителя научной организации и т.д.).

Законодательная база
Существующая законодательная база в целом достаточна для начала программы "Старт". Достаточно развитая законодательная база, регламентирующая деятельность посевных и стартовых фондов финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития, отсутствует.

Особенности подхода
Финансирование проектов программы "Старт" осуществляется в форме государственных контрактов на безвозвратной и безвозмездной основе. Права на вновь создаваемую в процессе реализации проекта интеллектуальную собственность закрепляются за исполнителями контракта в соответствии со статьей 9.1 Патентного закона Российской Федерации N 22-ФЗ от 07.02.2003. В рамках контракта предусматривается согласие заявителей на проведение независимого мониторинга.
Критерии оценки инновационных проектов экспертами:
- Содержит ли заявка инновацию (новые продукт, услугу или технологию) с потенциалом коммерциализации?
- Не является ли заявка продолжением исследовательского проекта, а не проекта, направленного на коммерциализацию?
- Научное и техническое качество инновации, новизна предлагаемого решения.
- Насколько инновация близка к коммерциализации (проведены исследования, проработаны контакты с соисполнителями, потребителями и т.д.), достаточен ли для ее коммерциализации срок проекта (3 года)?
- Экономические и социальные следствия коммерциализации инновации.
- Насколько правильно определены предполагаемые потребители инновации и их мотивации?
- Формирует ли инновация новую нишу потребностей или удовлетворяет одну из существующих, замещает ли она одни из существующих продуктов или создает принципиально новый вид продукта?
- Насколько предполагаемые план действий и финансовые ресурсы достаточны и оптимальны для коммерциализации инновации?
- Насколько эффективна предлагаемая схема управления проектом?
- Уровень квалификации и компетентности участников.
- Могут ли участники эффективно коммерциализовать инновацию, их предшествующий опыт.
- Насколько правильно и полно оценены риски на этапах реализации проекта?
- Какова конечная цель заявителей - создать постепенно собственно крупную или устойчиво работающую малую компанию, или привлечь внимание крупного инвестора или предприятия и продать им свою компанию? В последнем случае - вернуться в науку или уйти в бизнес?
- Необходимость специальных решений на право производства и реализации нового продукта (услуги).

Объект поддержки
Работники сферы науки, образования и промышленности.
Инновационные компании на ранних стадиях развития, нуждающиеся в финансовых средствах для осуществления инновационных проектов на самых ранних стадиях.

Основные позитивные эффекты
Хотя в настоящее время начинает развиваться венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации, или с привлечением грантов.
Принципиальное отличие "посевного финансирования" от венчурного - оно безвозмездно и нацелено на финансирование разработки, находящейся в стадии незавершенной НИОКР.


Страницы: 49 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->