Официальные документы

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




Следует также упомянуть: задачи развития материально-технической базы фундаментальных исследований; издание научных монографий; проведение научных экспедиций и полевых исследований; поддержку организации российских и международных научных мероприятий на территории России и участия российских ученых в международных научных мероприятиях за рубежом; проектов по написанию аналитических обзоров.
За 13-летний период существования РФФИ эксперты Фонда проанализировали более 190 тысяч заявок, из которых было поддержано более 77 тысяч проектов из 74 субъектов РФ. В конкурсах приняло участие более 200 тысяч ученых, из которых около 100 тысяч были поддержаны Фондом как участники проектов-победителей. Ежегодно РФФИ поддерживает более 10000 проектов, выполняемых примерно в тысяче организаций, участниками которых являются более 50 тысяч человек. Ежегодно Фонд расходует на поддержку проектов 97% общего объема выделяемого финансирования, на оплату экспертизы и содержание аппарата - 3%.
За 11 конкурсов, проведенных Фондом в 1994 - 2005 гг., в РГНФ поступили и прошли экспертизу 53 123 научных проекта. В 1995 - 2005 гг. Фонд поддержал 21 460 научных проектов разных типов.

Основные позитивные результаты
Работа РФФИ и РГНФ стала одним из определяющих факторов в жизни российской науки. Фонды эффективно действуют как инструмент сопряжения интересов науки и государства, способствуют сохранению научно-технического потенциала и естественному реструктурированию науки, концентрации самых активных и продуктивных ученых на наиболее перспективных задачах, а также способствуют преодолению разрыва между результатами фундаментальных исследований и их востребованностью обществом, государством и промышленностью, поскольку фундаментальные исследования являются важным источником инновационных идей.
Принципиально важно, что фонды не только выполняют задачу связи ученых и государства, но и являются крупнейшими центрами концентрации нового знания. Кроме того, фонды обладают контекстно связанной высокоорганизованной информацией о российской науке, что, в свою очередь, открывает богатейшие возможности для непрерывного многоаспектного мониторинга российского научного комплекса, для обоснованного выбора приоритетных направлений развития науки, оценки состояния критических технологий, повышения конкурентоспособности российской экономики, обороноспособности страны, для принятия других стратегических решений. Фонды сегодня - это и центры информации о науке как социальном организме и об ученых как субъектах науки.

Необходимые затраты
Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 728-р предписано направлять ежегодно Российскому фонду фундаментальных исследований средства в размере 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 875 "О финансировании Российского гуманитарного научного фонда" предписано "направлять ежегодно, начиная с 1996 года, Российскому гуманитарному научному фонду средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки". Следует отметить, что до сих пор без внимания остаются многочисленные рекомендации об увеличении доли РГНФ в бюджете науки до 1,5%, несмотря на непрерывный рост числа заявок и соответствующее вынужденное ужесточение конкурсов РГНФ.

Целевые индикаторы деятельности РФФИ и РГНФ
Целевыми индикаторами являются: число поддержанных проектов; число участников проектов; число организаций, эффективно ведущих фундаментальные исследования; число регионов, где выполняются проекты, поддержанные фондами; число научных публикаций по этим проектам; импакт-факторы журналов, где публикуются научные статьи по проектам РФФИ и РГНФ; число проведенных экспертиз; число привлекаемых экспертов.

Оценка эффективности деятельности РФФИ и РГНФ
Субвенции в форме грантов на проведение фундаментальных исследований предполагают эффективность научной деятельности заявителя: процесс научного познания финансируется не сам по себе, а по заявленному и ожидаемому результату в виде публикаций, проведения экспедиций, создания баз данных, информационных систем и коммуникаций, издания словарей, монографий и т.п. По некоторым видам конкурсов предусмотрено финансирование только результатов научной деятельности: это проекты по изданию научных трудов, проекты создания информационных систем (создание баз данных, электронные публикации), проекты участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом (выступления с докладами), проведение научных экспедиций и мероприятий. Контроль за эффективностью научных исследований осуществляют экспертные советы и советы фондов, рассматривающие ежегодные отчеты и принимающие по ним решения: промежуточные и итоговые отчеты по каждому проекту рассматриваются и оцениваются членами экспертных советов на заседаниях секций, координаторы представляют результаты этой работы на заседаниях экспертных советов, председатели экспертных советов - на заседаниях советов фондов. Итогом многоуровневого анализа является решение советов фондов по каждому проекту.

Направления совершенствования деятельности РФФИ и РГНФ
Учитывая, что нормативная правовая база фондов была сформирована в середине 90-х годов прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо решить следующие проблемы совершенствования деятельности и корректировки научной политики фондов, уточнения их места и роли в поддержке науки, включая:


Страницы: 43 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->