ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)
Мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла - трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.
Опыт и масштаб применения
Важнейшие инновационные проекты (мегапроекты) являются сравнительно новым инструментом реализации государственной политики в области развития науки и инноваций, впервые введенным в практику бюджетного финансирования НИОКР в 2003 г. и коренным образом отличающимся от традиционных форм государственной поддержки отраслевого и академического секторов отечественной науки.
Законодательная база.
В целом законодательное и нормативно-правовое обеспечение достаточно для реализации мегапроектов, однако до конца не урегулированы некоторые вопросы многоканального финансирования. Минпромнауки России был разработан Порядок отбора и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2003 - 2006 годы. В нем определены методические подходы и основные требования к отбору проектов и формированию системы критериев этого отбора.
Опыт работы по управлению первой очередью важнейших инновационных проектов государственного значения показал также необходимость создания единой системы нормативных документов, регламентирующих работу с проектами на всех этапах их разработки: от формирования требований к отбору проектов до стадии их коммерческой реализации.
Объект поддержки
Исполнители проектов и консалтинговые фирмы, отобранные на конкурсной основе в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по данному вопросу. С победителями конкурсов заключены и реализуются государственные контракты.
Крупные научно-производственные комплексы.
Основные позитивные эффекты
Мегапроекты представляют собой совершенно иной подход к участию государства в инновационной деятельности, который:
- основан на принципе ответственного партнерства государства и частного промышленного бизнеса по реализации крупных инновационных проектов в отраслях с высокой добавленной стоимостью и существенным мультипликативным эффектом;
- предусматривает концентрацию финансовых ресурсов на ограниченном числе проектов в противовес традиционной практике их распыления между многочисленными НИОКР;
- ориентирован на фактический рост производства инновационной продукции вместо привычных отчетов о выполнении НИОКР.
Главными особенностями данного механизма активного государственного стимулирования инновационного промышленного развития являются:
- открытое привлечение частного бизнеса к выбору приоритетов инновационного развития отдельных отраслей (подотраслей) промышленности при сохранении за государством прерогативы определения перечня этих отраслей;
- сознательный отказ государства от статуса основного выгодоприобретателя по проекту в пользу его участников (исполнителей) вне зависимости от их формы собственности;
- долевое (паритетное) участие государства и исполнителей мегапроекта в расходах на его выполнение;
- ориентация исполнителей проекта на полноценную коммерциализацию научно-технических результатов проекта, в том числе предусматривающая применение экономических санкций за недостижение заявленных коммерческих результатов в виде объемов продаж созданной инновационной продукции.
Основные элементы нового подхода к реализации мегапроектов предусматривают:
- официальное участие руководителей крупного частного бизнеса и научного сообщества в экспертизе и отборе перспективных инновационных проектов;
- ограничение в государственном контракте на реализацию проекта прав государства на использование его результатов исключительно областью государственных нужд;
- разделение в государственном контракте на реализацию проекта объемов работ, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств (при доле бюджета не более 50%);
- включение в состав обязательств исполнителей проекта обеспечить 5-ти кратное превышение объемов продаж созданной продукции над суммой бюджетных средств по проекту.
В результате трехлетней практической деятельности по реализации "пилотных" мегапроектов получен безусловно положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:
- продемонстрирована работоспособность предложенного механизма и процедур согласования интересов государства и бизнеса при определении приоритетов инновационного развития и выборе проектов;
- разработаны принципы и механизмы согласования взаимных обязательств и интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов;
- апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;
- разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.
Страницы: 41 из 65 <-- предыдущая cодержание следующая -->