Официальные документы

РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства по финансированию только тех исследований и разработок, которые необходимы для реализации функций самого государства. При этом радикально меняется система государственного финансирования научных исследований, при котором средства распределяются на проектной конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно высвобожденные ресурсы "транслируются" в промышленность и другие отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию инноваций и т.д., что должно стимулировать частный спрос на инновации за счет сокращения прямого государственного спроса на ИР. Такой путь предполагает также ускоренный переход к частному (или, по меньшей мере, к платному) высшему образованию, что позволит "транслировать" спрос на систему высшего образования без вмешательства государства.
Вероятный сценарий развития событий: кардинальное сокращение государственного сектора, прежде всего - академического, быстрая переориентация организаций на иные источники финансирования - зарубежные и частные российские, ускоренный рост частного сегмента в ОКР, рост внутрикорпоративных исследовательских подразделений.
Основные риски:
вероятна ликвидация российской фундаментальной науки, сокращение производства научных кадров (или "потенциально-научных" кадров - имеющих адекватное образование для занятий наукой), замедленное развитие инновационных фирм, генерирующих значимые продуктовые и технологические инновации.

3. Институциональная "достройка"
Этот подход базируется на утверждении, что сохранившиеся базовые элементы НИС сами по себе достаточно "хороши", но не работают, поскольку отсутствуют механизмы связи между ними. Соответственно, содержание этого варианта - развитие недостающих элементов и распространение новых форм: венчурные фонды, инновационно-внедренческие фирмы и центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д. Этот вариант наиболее близок к декларировавшейся в сфере науки инноваций политики 90-х и начала 2000-х и наиболее вероятен как компромиссный в настоящее время.
Вероятный сценарий развития событий: расширение инновационной инфраструктуры, появление в ней новых элементов будет сочетаться с сохранением ее фрагментарности в "обслуживании" инновационного процесса и, соответственно, низкой результативностью; зависимость НИС от государственной поддержки будет в целом возрастать на фоне низко интенсивных процессов саморазвития ее элементов; усилится распыление бюджетных ресурсов по множеству новых направлений, следствием которого станет сохранение тенденций к ухудшению качества основных существующих элементов НИС (фундаментальная и прикладная наука).
Основные риски:
высок риск того, что механическое копирование множества существующих за рубежом институтов в сфере инноваций не приведет автоматически к формированию конкурентоспособной НИС в силу низкого качества ее существующих элементов, при этом весьма ограниченным будет эффект в части обеспечения связи между различными элементами НИС; вероятны ошибки в определении масштабов необходимых достраиваемых элементов НИС и рассогласования в настройке функционирования этих элементов, что усилит несбалансированность НИС; увлечение различными новыми формами может оказать негативное влияние на решение задач повышения качества уже существующих базовых элементов НИС и, возможно, привести к дальнейшей деградации основных существующих элементов НИС.

4. Инновационно-активный
Базируется на предположении, что предложение создает спрос, при этом низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен отсутствием предложения инновационного продукта. В этой связи требуется существенно увеличить расходы на коммерциализацию передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого уровня существующих заделов.
Основные риски:
риск невостребованности передовых коммерческих технологий - в силу отсталых научно-технологических укладов в предпринимательском секторе он мало восприимчив к передовым технологиям; внедрение новых технологий может существенно сдерживаться низким уровнем технологического развития предприятий вторичного уровня кооперации.

5. "Знание-активный"
Подобен предыдущему варианту, акцент смещен в начало инновационного цикла и в развитие инновационного образования. Основа данного подхода - интенсивные вложения в человеческий капитал, при этом задача состоит в создании "инновационного человека", который будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он работает - в промышленности, в науке, в госуправлении и т.д. Это обеспечивает "связку" спроса и предложения и формирует потребности в формировании различных инновационных институтов.
Основные риски:
процесс подготовки ориентированных на инновации специалистов занимает значительное время, еще большее время может потребоваться на занятие такими людьми руководящих должностей в компаниях, в этой связи эффект от данного подхода возможен только в долгосрочной перспективе.

2. Характерные черты практической инновационной политики в зарубежных странах

Практическая инновационная политика той или иной страны, как правило, не является "чистым" выражением определенной теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности, при этом можно отметить существенную страновую специфичность реализуемых инновационных политик.
Можно выделить следующие важнейшие направления инновационной политики зарубежных стран на современном этапе:
Направление инновационной политикиСпецификаСтраны
Оптимизация структуры национальной инновационной системыОптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инновацийЯпония, Норвегия, Индия, Чили
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферыСША, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия
Развитие фундаментальных исследованийВеликобритания, Швеция, Словения
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страныСтимулирование симметричного сближения университетов и корпорацийСША, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капиталаИзраиль, Финляндия
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферуВеликобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
Стимулирование инновационной инициативы научного сектораГермания, Япония, Новая Зеландия, Дания
Интеграция в международные инновационные сетиКомплексная интеграцияФинляндия, Израиль, Нидерланды, Китай
Технологическая специализацияКорея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия
Налаживание внутренних инновационных сетейСоздание особых условий для образования связей в инновационной сфереСША, Норвегия, Ирландия
Стимулирование инициативы национальных регионовФранция, Германия, Финляндия
Формирование национальной инновационной системыРеструктуризация госсектора наукиБолгария, Польша, Литва
Инициирование интеграции науки и образованияЛатвия, Эстония, Чехия
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферуРумыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили
 Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологийЧехия, Румыния, Чили, Турция



Страницы: 37 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->