Официальные документы

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА (УТВ. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИЕЙ ПО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ (ПРОТОКОЛ ОТ 15.02.2006 N 1)). ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1)))

Налог на прибыль организаций. Налог на имущество организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




- "Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007 - 2009 годы", формируемая с целью повышения эффективного вовлечения в научную деятельность имеющейся в распоряжение отечественной науки экспериментальной и приборной базы в составе уникального научного оборудования на основе коллективных форм использования этой базы. Главный распорядитель средств федерального бюджета - Федеральное агентство по науке и инновациям;
- Целевая программа РАН "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня", разработка которой основана на принципах проектного финансирования, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности.
Формирование ведомственных целевых программ осуществляется в соответствии с бюджетным Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году", в котором указано на усиление использования программно-целевого метода. Данный подход полностью согласуется с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249.

4. Решаемые задачи

4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства

Подзадачи:
(1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды "генерации знаний") на основе приоритетного развития фундаментальных исследований:
- концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях;
- реформирование государственного сектора фундаментальной науки и образования;
- позиционирование российских научных организаций в международных программах;
- обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов;
- обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного воспроизводства знаний.
(2) повышение результативности сектора исследований и разработок, его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в ключевой сегмент инновационной экономики:
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечне критических технологий Российской Федерации, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;
- реформирование государственного сектора отраслевой науки;
- позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;
- использование потенциала сектора образования.

Ключевые проблемы
- Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента национальной инновационной системы; в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на глобальном рынках.
- Преимущественно сметное (подушевое) финансирование в сочетании с недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение научных исследований, приводит к сохранению проблемы внутренней и внешней утечки лучших научных кадров, повышает риск деградации отечественной науки. В сочетании с неразвитостью механизмов мониторинга деятельности научных организаций и проектов в сфере фундаментальных исследований это приводит к усилению проблемы недостаточной результативности научных исследований.
- Размытые и чрезмерно широкие направления проведения прикладных исследований, множественность научных организаций, ориентированных на государственную поддержку, приводят к распылению бюджетных средств и ограничению возможностей воспроизводства на уровне научных организаций; целый ряд областей знаний (экспериментальная физика, микроэлектроника и другие) вышли на такой уровень развития, что исследования в этих областях требуют высокого уровня консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение научных исследований распределены по различным ведомствам, при этом актуальна проблема консолидации ресурсов государства при реализации крупных научно-технических программ.
- Устаревшее научное оборудование и испытательная база ограничивают реализацию существующего кадрового научного потенциала и привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
- Интеграция сектора исследований и разработок в глобальную экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена задачам активного позиционирования на мировых рынках.
- Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие - научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.
- Качественное российское образование и соответствующий довольно высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в организациях науки за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим уровнем оплаты труда в российском секторе науки, что приводит к дефициту молодых ученых.

Основные меры

1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации

1.1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях
Развитие системы определения и реализации прорывных научных направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества.
Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок.


Страницы: 15 из 65  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->