Официальные документы

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТОРГОВЫМИ ПЛОЩАДЯМИ. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. СТРУКТУРА КАНАЛОВ ПРОДАЖ

(Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




В сегменте основных продуктов питания многие регионы не в состоянии обеспечить свое население за счет собственных мощностей. Особенно актуально это для северных регионов, где особенности климатических условий не позволяют выращивать многие сельскохозяйственные культуры.
Например, в Чукотском автономно округе и республике Саха (Якутия) доля ввозимых продуктов может достигать 90% и более. С другой стороны южные и некоторые центральные регионы могут обеспечивать этими продуктами население не только внутри регионов, но и жителей соседних регионов.
Производство непродовольственных товаров сконцентрировано в отдельных регионах России, так как в отличие от продуктов питания, непродовольственные товары, как правило, требуют большей специализации производства и обладают гораздо меньшей требовательностью к срокам и условиям доставки. Так в Самарской области расположены крупнейшие заводы по производству транспортных средств и оборудования, в Свердловской области производится сталелитейная продукция, в Республике Татарстан располагается ряд нефтехимических кластеров, в Калининградской области - производство телевизоров и т.д.
При этом потребление товаров этих производств осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно рейтингу стран по индексу эффективности логистики Всемирного Банка российский рынок транспортно-логистических услуг в 2010 году находился на 94 месте (из 155 стран), при этом другие страны из БРИК обладают лучшей логистикой (Бразилия - 41 место, Индия - 47, Китай - 27).
В силу особенностей транспортно-дорожной инфраструктуры, которая имеет лучевое строение, существенная часть товаропотоков идет не напрямую между регионами, а проходит через Москву. Если сравнить объемы оптовой торговли, приходящейся на душу населения в Москве и в среднем по Российской Федерации, то разрыв по некоторым видам товаров составляет более чем в 5 раз.

Обеспеченность торговыми площадями

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост общего количества торговых объектов как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Если в 2002 году их количество составляло 305 тыс. ед. и 132,5 тыс. ед., соответственно, то к 2007 году эти показатели выросли до 322 тыс. ед. и 158,5 тыс. ед., соответственно.
При этом низкая динамика роста количества торговых объектов (1,0 - 3,6% в год) компенсируется более активным увеличением площадей современных форматов торговли. Так, в 2002 году площади супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров в Российской Федерации составляли 13 м кв. на 1000 человек, в 2008 году обеспеченность площадями современных форматов выросла до 73 м кв. на 1000 человек, что соответствует среднегодовому темпу роста в 33%.
Кроме того, развитие современных форматов торговли очень неоднородно по территории России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 46% современных торговых площадей России, на долю остальных городов-миллионников еще 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится всего 24% площадей современных торговых центров.
В то же время отдаленные и труднодоступные территории Российской Федерации зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения из таких районов они становятся все менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов, и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. По оценкам экспертов, доля населения в Российской Федерации, не имеющего свободного доступа к торговым точкам на территории своего поселения, составляет около 5%.
Производительность труда

Производительность труда по обороту на занятого в секторе розничной торговли с 2002 года росла примерно на 4,5% в год. При сравнении этого показателя в Российской Федерации с аналогичным показателем в других странах выявляется еще нереализованный потенциал его увеличения до 5 раз.
Низкий уровень производительности свидетельствует о недостаточной эффективности российской торговли. Эта ситуация обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью консолидации отрасли, недостаточным проникновением современных форматов, недостаточным использованием современных технологий.
Рис. 24. Уровень производительности в розничной торговле

Сравнение оборота розничной торговли на душу населения (по паритету покупательной способности) в Российской Федерации и других странах показывает аналогичную картину. В 2008 году оборот розничной торговли на душу населения составил 98 тыс. рублей, в то время как в США в 2008 году он составлял 245 тыс. рублей, а в Бельгии 173 тыс. рублей.
При этом, поскольку занятость в отрасли торговли в Российской Федерации росла, а общее количество населения сокращалось, этот показатель рос более быстрыми темпами, чем производительность: начиная с 2002 года среднегодовые темпы роста составляли 7%.
Рис. 25. Среднедушевой оборот розничной торговли

Структура каналов продаж


Страницы: 7 из 33  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->