Официальные документы

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СТЕПЕНЬ КОНСОЛИДАЦИИ

(Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны.

Рис. 15. Среднегодовая численность занятых
в экономике Российской Федерации и среднемесячная
начисленная заработная плата работников организаций

Роль малого и среднего предпринимательства

В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.
Рис. 16. Количество малых предприятий (не приводится)
Рис. 17. Структура оборота малых предприятий и структура
занятости (не приводится)

Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.
При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является "первым шагом" для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.
Иностранные инвестиции

Торговая отрасль по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 года находится на 4 месте.
Рис. 18. Структура иностранных инвестиций в Российской
Федерации (не приводится)

Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.
Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Мерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.
Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб., немецких гипермаркетов Метро - 285 тыс. руб. на м кв.
Товарная структура розничной торговли Российской Федерации

Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле до кризиса 2008 г. показывало незначительный тренд в сторону увеличения доли последних. Но кризис изменил данную тенденцию, и соотношение между данными группами товаров с 2008 года вернулось на уровень 2000 - 2005 годов.
В структуре оборота розничной торговли в 2010 году отмечалась тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 48,7% против 46,6% в 2008 году, а доля непродовольственных товаров снизилась до 51,3% против 51,4% в 2008 году.
Рис. 19. Структура российской торговли продовольственными
и непродовольственными товарами (не приводится)

Одним из последствий финансового кризиса стало замедление прироста продажи непродовольственных товаров под влиянием удорожания потребительских кредитов и снижение роста оборота розничной торговли в целом.
Рис. 20. Структура оборота розничной торговли
непродовольственными товарами в Российской Федерации

В 2010 году доля продаж, приходящаяся на одежду, обувь и аксессуары, составила 22%, в то время как в 2003 году на этот сектор приходилось 33% продаж. Относительно стабильной остается доля продаж бытовой техники и электроники (5 - 6% от оборота), а также бензина (8 - 11% от оборота), косметики и фармацевтики (10 - 11%).
Степень консолидации

Рынок розничной торговли в России характеризуется относительно низкой степенью консолидации практически для всех категорий товаров, за исключением рынка бытовой техники и электроники. Доля пяти крупнейших игроков на рынке мобильных телефонов и сотовой связи в 2008 году составила 82%, а на рынке бытовой техники и прочей электроники - 68%. В то же время консолидация рынка фармацевтики составила лишь 15,5%, продуктов питания - 11%, одежды - 1,4%, а текстиля - всего 0,5%.
Сектор оптовой торговли в Российской Федерации в настоящее время также представлен широким перечнем относительно небольших компаний, работающих, как правило, в ограниченном количестве регионов.
Рис. 21. Доля рынка пяти крупнейших торговых сетей в России


Страницы: 5 из 33  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->