Официальные документы

СТЕПЕНЬ КОНСОЛИДАЦИИ. ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ. ВЫВОДЫ. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБОРОТ ТОРГОВЛИ. ЗАНЯТОСТЬ В ТОРГОВЛЕ И ДЕМОГРАФИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Степень консолидации


Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах значительно выше российских показателей. Так, в Германии она составляет 80%, в США - 55%, в Швейцарии - 63%, в Португалии - 47%.
Рис. 8. Уровень консолидации продовольственной розничной
торговли (не приводится)
Оптовая торговля

Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота. Малые фирмы сузили поле своей деятельности и сосредоточились на оказании клиентам специализированных услуг.
Спецификой современной зарубежной оптовой торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм. Причем такое комбинирование имеет две стороны: первая - оптовые организации выполняют функции розничного звена, реализуя товары непосредственно населению, вторая - розничные предприятия берут на себя функции оптовой торговли, устанавливая прямые контакты с производителем товаров.
Другими прогрессивными направлениями в развитии оптовой торговли за рубежом стали:
- создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;
- образование "открытых распределительных центров" в качестве самостоятельных оптовых фирм;
- расширение сети магазинов-складов по технологии "Кэш-энд-Кэрри";
- расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров;
- образование закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.

В целом, торговая отрасль в развитых странах характеризуется высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств.
1.2. Анализ состояния и развития торговой отрасли
в Российской Федерации

Оборот торговли

Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли.
Рис. 9. Темпы роста выручки организаций отраслей и секторов
экономики в текущих ценах <1> (не приводится)

--------------------------------
<1> CAGR - Compound annual growth rate (Совокупный среднегодовой темп роста).

С 2005 по 2010 годы выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовство, строительству и образованию.
При этом оборот розничной торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота оптовой торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время как розничной - только 9,7%. Объемы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. - для розничной.
Рис. 10. Оборот розничной и оптовой торговли

Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития, по итогам 2009 года падение оборота розничной торговли составило 4,9%.
Валовой внутренний продукт за 2010 г. составил в текущих ценах 44, 5 трлн. рублей и рост его физического объема относительно 2009 г. составил 104,0%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год вырос на 8,2% к выпуску 2009 года. По объемам экспорта и импорта продукции наблюдалось восстановление до 135,6% и до 129,1%, соответственно. Все эти факторы отразились на возобновлении роста объема розничного товарооборота. В 2010 году он составил 16,4 трлн. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2009 г.
Рис. 11. Динамика оборота розничной торговли в 2008 -
2011 гг. (не приводится)

По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 2009 году.
В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило достаточно медленными темпами. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.
Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).
Рис. 12. Вклад сектора торговли в ВВП страны

Торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Рис. 13. Доля торговли в налоговых поступлениях в бюджет
Российской Федерации (не приводится)
Занятость в торговле и демография торговых организаций
Рис. 14. Численность занятых и число хозяйствующих
субъектов сектора торговли (не приводится)


Страницы: 4 из 33  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->