ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. ЛЬГОТЫ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОРГОВЛИ
(Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422. Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Серьезным ограничителем является отсутствие документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, предусматривающих достаточный уровень обеспечения населения торговыми площадями, а также достаточный уровень обеспеченности экономики транспортно-логистической и коммунальной инфраструктурой. Протекционистские меры, предпринимаемые в отдельных регионах, направленные на защиту локальных игроков, также оказывают негативное влияние на развитие торговой инфраструктуры. Недостаточное развитие долгосрочного прогнозирования региональной и муниципальной экономики ограничивают возможности по опережающему развитию объектов коммунального хозяйства, что в свою очередь приводит к недостаточности генерирующих и распределительных мощностей. Таким образом, меры государственной политики в области развития торговли должны быть ориентированы на увеличение доступности площадей и земельных участков для развития торговых и логистических организаций, опережающее наращивание коммунальных генерирующих и распределительных мощностей, развитие сферы телекоммуникаций и электронных платежей. Анализ международного и отечественного опыта в области развития инфраструктуры предполагает использование трех основных групп инструментов: строительство инфраструктурных объектов за счет государства; использование механизмов государственно-частного партнерства; предоставление различных льгот, а также создание необходимых административных условий с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.
Меры, относящиеся к первой группе инструментов - строительство инфраструктурных объектов за счет государства - наиболее затратные для государственного бюджета. Ограниченные финансовые ресурсы государства не позволяют развивать инфраструктуру необходимыми темпами. В сложившихся экономических условиях расширять финансирование на строительство инфраструктуры за счет государства не представляется возможным.
Государственно-частное партнерство
Следующими по уровню финансовой нагрузки на государственный бюджет мерами являются механизмы государственно-частного партнерства. В области развития экономики такие меры активно предпринимаются при создании особых экономических зон, где (помимо представления инвесторам налоговых льгот) государство участвует в подведении коммуникаций. Однако подобные проекты, как правило, затрагивают только стратегически значимые для государства направления в экономике. Торговая отрасль способна самостоятельно инвестировать в строительство объектов для ведения бизнеса. Таким образом, меры подобного характера для развития торговли также исключаются из рассмотрения на раннем этапе реализации Стратегии, но предусматриваются на отдаленную перспективу. При этом наиболее целесообразными представляются следующие инструменты: концессионные соглашения, инвестиционные соглашения, государственное кредитование.
Льготы, способствующие развитию того или иного бизнеса, в том числе и связанного со строительством инфраструктуры, могут принимать различные формы. В первую очередь, это могут быть льготы, связанные с налогообложением или ставками платы за использование объектов государственной собственности. Это может быть также льготное кредитование из государственных фондов, субсидирование части процентных ставок или гарантии по коммерческим кредитам. Дополнительными формами льгот могут быть возможности по временному или частичному использованию в коммерческих целях некоммерческих объектов инфраструктуры таких, как например, автодороги. Административные меры включают, как правило, снижение требований и регламентов, регулирующих ту или иную деятельность, введение упрощенных процедур регистрации, сертификации и управления, введение мер, повышающих прозрачность регулирования, и т.д. В большинстве случаев предоставляемые льготы (кроме гарантий и субсидирования процентных ставок) не требуют прямых государственных затрат и выражаются только в частичном сокращении объема государственных поступлений, которое является временным явлением и компенсируется экономическими и социальными выгодами от ускоренного развития целевого сектора экономики.
Учитывая сложившиеся неблагоприятные экономические условия, а также ограниченные возможности государственного бюджета и высокие социальные обязательства, основными мерами развития инфраструктуры для сектора торговли будут рассмотрены только льготы и административные механизмы, не требующие прямого отвлечения государственных средств.
В качестве основных инструментов и мер поддержки развития инфраструктуры с целью поддержки и стимулирования торговли, не требующих отвлечения государственных средств, могут быть названы:
- - разработка программ развития торговли в рамках программ социально-экономического развития на уровне субъектов Российской Федерации (и на уровне местного самоуправления), увязанные с региональными стратегиями и позволяющие сформулировать требования к целевым темпам развития коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также предусматривающие разработку и реализацию региональных программ развития инфраструктуры;
- - обязательное градостроительное планирование, предусматривающее выделение необходимых земель и площадей для торговых, логистических и других аналогичных организаций;
- - предоставление земель и площадей под строительство торговых объектов и объектов инфраструктуры на основе открытых тендеров/аукционов, обеспечивающих прозрачность процедуры выделения земель и площадей в соответствии с Законом "О защите конкуренции" и Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с принципом самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации важным региональным инструментом стимулирования торговли является введение дифференцированных арендных ставок за предоставляемые торговым организациям и организациям, развивающим необходимую базовую инфраструктуру, в аренду площади, находящиеся в муниципальной или региональной собственности.
Стратегическое планирование и региональные программы
развития инфраструктуры торговли
Страницы: 24 из 33 <-- предыдущая cодержание следующая -->