РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 21.01.2008 N 14430/07. О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 2.3 ПРИКАЗА ФНС РФ ОТ 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ И ПОЛНОСТЬЮ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТА ''Б'' ПУНКТА 1 ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТСРОЧКИ, РАССРОЧКИ, ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, УТВ. ПРИКАЗОМ ФНС РФ ОТ 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07. О признании частично недействующим пункта 2.3 Приказа ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ и полностью недействующим подпункта ''б'' пункта 1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утв. Приказом ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 63 Налогового кодекса Российской Федерации к компетенции ФНС России как контролирующего органа отнесено принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, а также согласно пункту 8 статьи 61 Кодекса, введенного Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ, - по определению порядка изменения налоговыми органами сроков уплаты налогов и сборов, в том числе в случаях, предусмотренных подпунктами 3 - 5 пункта 1 статьи 63 и пунктом 2 этой статьи Кодекса.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых этой статьей были установлены иные сроки вступления в действие. Закон опубликован в "Российской газете" 31.12.2006, вступил в силу с 01.02.2007.
С учетом изложенного оснований, установленных пунктом 1 статьи 6 Кодекса для признания оспариваемых положений упомянутых нормативных правовых актов недействующими, не имеется.
Пунктом 2.3 Приказа предусмотрено, что заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов по основаниям, указанным в подпунктах 3 - 5 пункта 2 статьи 64 Кодекса, а также о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по основаниям, названным в пункте 1 статьи 67 Кодекса, представляет поручительство, предусмотренное статьей 74 Кодекса.
Суд пришел к выводу об обоснованности утверждения заявителя об установлении данным пунктом Приказа ограничения его прав как налогоплательщика на возможность обращения в ФНС России с заявлением об изменении срока уплаты федерального налога с применением такого способа обеспечения, как залог имущества, предусмотренного пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации, наряду с поручительством. Несмотря на отсутствие в тексте названного пункта прямого указания на запрет применения залога при решении вопросов о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения налогового обязательства, из самого текста Приказа, содержания положений утвержденного этим Приказом Порядка, а также из отзывов ФНС России и Минфина России и выступлений их представителей в судебных заседаниях следует, что в пункте 2.3 Приказа в такой форме реализовано Федеральной налоговой службой право выбора приемлемого, по ее мнению, способа обеспечения обязательств налогоплательщиков перед федеральным бюджетом. При этом возможность применения залога имущества в качестве способа обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиков перед другими бюджетами Приказом не исключается.
Изменение срока исполнения обязательства налогоплательщика перед федеральным бюджетом отнесено к ведению ФНС России, однако с разрешением этого вопроса законодатель связывает также право самого налогоплательщика при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федерального налога исходить из предоставляемой пунктом 5 статьи 61 Кодекса возможности использования имеющегося у него имущества в качестве залога.
Согласно пункту 5 статьи 61 Кодекса изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 Кодекса, может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства в соответствии со статьями 73 и 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 9 Кодекса. Данной главой не закреплена за ФНС России возможность в порядке реализации права выбора способа обеспечения исполнения налогового обязательства, подлежащего применению в каждом конкретном случае по заявлениям налогоплательщиков, вводить в форме нормативного правового акта какие бы то ни было общие запреты или ограничения на применение установленного Кодексом способа обеспечения.
С учетом этого вывода и в силу положений подпунктов 2 и 7 пункта 1, пункта 2 статьи 6 Кодекса пункт 2.3 Приказа подлежит признанию не действующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, препятствует применению залога имущества налогоплательщика в качестве способа обеспечения исполнения им обязанности по уплате налогов и сборов при изменении срока их уплаты, как противоречащий Кодексу.
Суд пришел к выводу о том, что по своему содержанию подпункт "б" пункта 1 Порядка не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействующим, а подпункты "а", "в", "г", "д", "е", "ж", "з", "и", "к" подлежат признанию соответствующими и подлежащими применению по следующим основаниям.
Исходя из пункта 1 Порядка в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита им в обязательном порядке представляются заявление (подпункт "а") и иные документы, перечисленные в подпунктах "в", "г", "д", "е", "ж", "з", "и", "к" этого пункта.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Порядка на налогоплательщика возлагается обязанность по представлению одновременно с заявлением справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в пункте 1 статьи 62 Кодекса.
К числу оснований для отказа налогоплательщику в изменении срока уплаты налога или сбора пунктом 1 названной статьи Кодекса предусмотрены следующие обстоятельства:
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
Страницы: 3 из 3 <-- предыдущая cодержание следующая -->