РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 21.01.2008 N 14430/07. О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 2.3 ПРИКАЗА ФНС РФ ОТ 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ И ПОЛНОСТЬЮ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТА ''Б'' ПУНКТА 1 ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ОТСРОЧКИ, РАССРОЧКИ, ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, УТВ. ПРИКАЗОМ ФНС РФ ОТ 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07. О признании частично недействующим пункта 2.3 Приказа ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ и полностью недействующим подпункта ''б'' пункта 1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утв. Приказом ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
ФНС России в отзыве на заявление и в своем выступлении в судебном заседании ее представитель не согласились с приведенными в заявлении доводами. В отзыве отмечено, что указанные нормативные правовые акты приняты в соответствии со статьей 63 Кодекса, определяющей органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, возлагающим на ФНС России функции по контролю в области налогов и сборов. Право ФНС принимать нормативные правовые акты по порядку изменения срока уплаты налогов и сборов закреплено в пункте 8 статьи 61 Кодекса, дополнительно включенном в данную статью Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ). В связи с этим оснований для признания обоснованным довода предпринимателя об издании ФНС России Приказа и Порядка с нарушением полномочий не имеется. В пункте 2.3 Приказа отражено реализованное ФНС России право выбора способа обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате федерального налога при принятии решения об изменении срока его уплаты. В подпунктах "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з", "и", "к" пункта 1 Порядка приведен установленный с учетом положений статей 61, 62, 64, 66 и 67 Кодекса перечень документов, подлежащих представлению налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с заявлением о предоставлении ему отсрочки по уплате налога и сбора. Данный перечень не противоречит действующему законодательству, не изменяет и не дополняет Кодекса, обеспечивает рассмотрение заявления в предусмотренный Кодексом месячный срок. Документы, упомянутые в подпунктах "е", "ж" пункта 1 Порядка, необходимо представлять юридическим лицам, к числу которых заявитель не относится, следовательно, нарушаться его права в этой части не могут.
Министерство финансов Российской Федерации в отзыве на заявление просит отказать в его удовлетворении, поскольку названный Приказ согласован с Минфином России и его письмом от 03.03.2005 N 03-01-13/1-42 подтверждена компетенция ФНС России на разработку соответствующего порядка.
По мнению Минфина России, правомерность издания ФНС России Приказа подтверждена также фактом его государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2006 N 8636, которое исходя из пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативно-правовых актов и их государственной регистрации" осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов и ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, Приказ принят ФНС России в пределах компетенции, установленной законодательством о налогах и сборах, согласован с Минфином России и зарегистрирован в Минюсте России.
В отношении доводов заявителя о признании недействующими пункта 2.3 Приказа, а также пунктов 1, 3, 6, 9 и 10 Порядка, им утвержденного, в отзыве Минфина России изложены доводы, аналогичные доводам ФНС России.
В отзыве Минюст России признал обоснованным требование заявителя, касающееся в отношении пункта 1 Порядка, поскольку этим пунктом устанавливаются дополнительные требования к предоставлению заявителем документов, не предусмотренных налоговым законодательством, тогда как в силу пункта 1 статьи 4 Кодекса нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В части, касающейся требования заявителя о признании недействующим пункта 2.3 Приказа, Минюст России полагает, что исходя из пункта 5 статьи 61 Кодекса изменение срока уплаты налога и сбора может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (если иное не предусмотрено главой 9 Кодекса) по решению органов, указанных в статье 63 Кодекса. Поскольку главой 9 Кодекса не предусмотрено, по каким налогам в качестве обеспечения применяется залог, а по каким - поручительство, решение этого вопроса отнесено к компетенции налогового органа.
Минюст России также возражает против требования заявителя о признании недействующими пунктов 3, 6, 9 и 10 Порядка, поскольку изложенное в них не противоречит Кодексу.
Минфин России представил отдельные возражения на отзыв Минюста России в части согласия с требованием предпринимателя о признании пункта 1 Порядка не соответствующим Кодексу и недействующим. По мнению Минфина России, государственный регистрирующий орган не наделен правом отказаться или отменить принятое решение о государственной регистрации нормативного правового акта или дезавуировать в какой бы то ни было форме правовую позицию в отношении такого акта, прошедшего процедуру государственной регистрации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании заявителя, представителей заинтересованных лиц, суд пришел к выводу об удовлетворении требований предпринимателя, касающихся пункта 2.3 Приказа и подпункта "б" пункта 1 Порядка.
Оспариваемые частично заявителем Приказ и утвержденный им Порядок содержат признаки нормативного правового акта, поскольку в них установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, ими предусмотренные. Принятию данных актов предшествовало согласование вопроса о правомочности ФНС России принимать акты такого рода, с учетом норм Кодекса.
Исходя из пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Положение), ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. Также на ФНС России возложена задача по осуществлению руководства единой централизованной системой налоговых органов. Согласно пункту 7 Положения ФНС России вправе осуществлять в своей сфере деятельности нормативно-правовое регулирование в случаях, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Страницы: 2 из 3 <-- предыдущая cодержание следующая -->