ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо МНС РФ от 06.03.2003 N ШС-6-14/274. О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.01.2003 N 9506/02, от 21.01.2003 N 7116/02, от 21.01.2003 N 7870/02, от 21.01.2003 N 9915/02, от 04.02.2003 N 11254/02 (вместе с Постановлениями ВАС РФ от 14.01.2003 N 9506/02, от 21.01.2003 N 7116/02, от 21.01.2003 N 7870/02, от 21.01.2003 N 9915/02, от 04.02.2003 N 11254/02))Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - пароходство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску о признании недействительным ее решения от 28.04.2001 N 221 в части уменьшения налоговых вычетов, заявленных пароходством в декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2001 года.
Решением от 22.10.2001 в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Постановлением от 29.01.2002 указанное решение суда отменил и исковые требования удовлетворил.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается Постановление кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что судебные акты следует отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в декларации за январь 2001 года в разделе "Налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено" пароходство отразило налог в сумме 954 545 рублей, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при реализации пароходством работ (услуг) по сопровождению, транспортировке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров.
По результатам камеральной проверки инспекция признала необоснованной указанную выше сумму и решением от 28.04.2001 N 221 уменьшила налоговые вычеты, указав на неподтверждение права на такие вычеты грузовыми таможенными декларациями или их копиями, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
Суд первой инстанции, принимая решение, признал действия налоговой инспекции правомерными.
Отменяя решение, суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 164 Кодекса установлена налоговая ставка 0 процентов для всех лиц, реализующих работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров. Документы, необходимые для подтверждения права на ставку 0 процентов и налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Кодекса, были представлены налоговому органу, кроме грузовых таможенных деклараций. Однако грузовая таможенная декларация имеется только у декларанта и получить ее перевозчик не может по независящим от него обстоятельствам. По мнению суда кассационной инстанции, на законодательном уровне соблюдение требований по представлению такого документа не обеспечено и в связи с этим данному налогоплательщику может быть предоставлено право обосновать льготное налогообложение другими доказательствами, которые пароходством представлены.
Данные выводы являются ошибочными.
Согласно пункту 4 статьи 165 Кодекса установлено, что для подтверждения права на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг) российскими перевозчиками налогообложение производится по ставке 0 процентов. При этом для подтверждения обоснованности применения такой ставки и налоговых вычетов при реализации указанных работ (услуг) по перевозке морским транспортом экспортируемых грузов за пределы Российской Федерации в налоговые органы должны быть представлены поименованные в этом пункте документы, в том числе и грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 4).
Поскольку Кодекс устанавливает необходимость обоснования права на указанную ставку налога и налоговые вычеты строго определенными документами, вывод суда о возможности непредставления пароходством таможенных деклараций или их копий и замены их иными документами противоречит закону.
Доводы пароходства об отсутствии у него возможности получить таможенные декларации от декларантов обсуждались судом первой инстанции. Суд счел эти доводы несостоятельными, поскольку перевозчик мог потребовать от отправителей экспортных товаров передачи ему копий таможенных деклараций.
Суд кассационной инстанции в Постановлении указал на имевшие место трудности пароходства в получении копий указанных документов от декларантов.
При таких обстоятельствах судам следовало исходить из положений статьи 54 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.09.2002 (статья 135 этого Кодекса, вступившего в силу с 01.09.2002), предусматривающей обязанность суда содействовать лицам, участвующим в деле, в получении необходимых доказательств по делу от других лиц.
Таким образом, указанные по делу судебные акты являются необоснованными, не соответствуют нормам материального и процессуального законодательства и подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.10.2001 по делу N А42-4793/01-5 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2002 по тому же делу отменить.
Страницы: 3 из 7 <-- предыдущая cодержание следующая -->