Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 19.11.2003 N 12358/03. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 9 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 26.2 ''УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'' НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МНС РФ ОТ 10.12.2002 N БГ-3-22/706. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03. О признании недействующим пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 ''Упрощенная система налогообложения'' Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-22/706)

Упрощенная система налогообложения (УСН)




Министерство, возражая против иска, полагает, что в удовлетворении требования предприятию следует отказать, и утверждает, что муниципальные унитарные предприятия не вправе уплачивать налоги в соответствии с упрощенной системой налогообложения. Такой специальный налоговый режим установлен в целях государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Правовое регулирование отношений в этой сфере ранее осуществлялось согласно Федеральному закону от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", последний из которых утратил силу в связи с введением в действие главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации. Ранее существовавшая упрощенная система налогообложения с 01.01.2003 включена в Налоговый кодекс Российской Федерации, поэтому в новых условиях названный специальный налоговый режим действует для субъектов малого предпринимательства. При решении вопроса о переходе организаций на упрощенную систему налогообложения необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.
При подготовке оспариваемого разъяснения Министерство исходило из того, что муниципальные предприятия входят в состав муниципальной собственности, управляют которой органы местного самоуправления. Эти же органы осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Доля участия муниципального образования, от имени которого выступает орган местного самоуправления, в имуществе созданного муниципального унитарного предприятия превышает 25 процентов. Участие одной организации (органа местного самоуправления, являющегося юридическим лицом) в другой организации (муниципальном унитарном предприятии) с учетом превышения указанного предела препятствует переходу муниципальному унитарному предприятию на упрощенную систему налогообложения.
Проверив в соответствии с пунктом 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемую норму Методических рекомендаций, суд пришел к выводу, что она с учетом смысла, придаваемого ей Министерством и его территориальными органами, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации по следующим основаниям.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" дополнил раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
В отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо упоминаний о том, что упрощенная система налогообложения применяется только к субъектам малого предпринимательства. В новых условиях на данную систему налогообложения вправе претендовать организации независимо от организационно-правовой формы, в которой они созданы, но с учетом ограничений, предусмотренных для налогоплательщиков в пунктах 2 и 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. По этой же причине недопустимо применение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в качестве дополнительного основания, ограничивающего право организаций на переход с 01.01.2003 с общей системы налогообложения на упрощенную.
Это же относится и к заявителю - муниципальному унитарному предприятию "Коммунальное транспортное управление".
Как видно из представленной суду переписки, территориальный орган Министерства, руководствуясь Методическими рекомендациями, сообщил о невозможности применения предприятием упрощенной системы налогообложения.
В пункте 9 Методических рекомендаций Министерством дано следующее разъяснение применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации: "При применении указанной нормы следует иметь в виду, что согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Ко всем названным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Государственные органы власти, являющиеся юридическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, органы местного самоуправления (статья 20 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к организациям.
Таким образом, в случае если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в организациях составляет более 25 процентов, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.".
По мнению Министерства, содержащееся в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации положение дает достаточные основания полагать, что названный Кодекс не предусмотрел возможности применения унитарными предприятиями упрощенной системы налогообложения.


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->