ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ И АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ). ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. НЕДОСТАТОЧНАЯ УРЕГУЛИРОВАННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ БЫВШЕГО. СОЮЗА ССР, НЕ ПОЛУЧИВШИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. НЕЧЕТКОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК ПРАВОВЫХ АКТОВ
(Письмо Госналогслужбы РФ от 14.06.1994 N ВП-6-08/210. О практике рассмотрения споров по вопросам налогообложения в 1993 году)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
По количеству предъявленных исков к налогоплательщикам лидируют инспекции республик Дагестан (539), Башкортостан (130), Саха (Якутия) (207), Татарстан (116), Кабардино-Балкарской (229), Чувашской (109), Краснодарского (256), Красноярского (214) и Приморского (124) краев, Владимирской (151), Волгоградской (290), Костромской (175), Московской (340), Омской (195), Ростовской (480), Самарской (353), Саратовской (607), Свердловской (138), Ярославской (152) областей, г. Москвы (110).
В ряде этих регионов одновременно наблюдается высокий процент выигранных споров (от 70% и выше). При значительно меньшем числе предъявления исков свыше 90% дел решены в пользу госналогинспекций республик Карачаево-Черкесия, Марий-Эл, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской, Северной Осетии, Хакасии, Амурской, Воронежской, Ивановской, Камчатской, Новгородской, Ростовской, Смоленской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В то же время в некоторых регионах при большом количестве предъявления исков в пользу госналогинспекций вынесено менее 50% решений (Республики Дагестан, Карелия, Коми, Приморский край и другие).
Наибольшие дополнительные поступления в бюджет в результате предъявленных исков к налогоплательщикам отмечены по городам Москве (1,3 млрд. руб.) и Санкт-Петербургу (846 млн. руб.), Воронежской (360,6 млн. руб.), Курганской (1,17 млрд. руб.), Нижегородской (721 млн. руб.), Новосибирской (232 млн. руб.), Свердловской (154,8 млн. руб.) областям.
Юридического управления
Б.А.СТЕПАНКОВ
к письму Госналогслужбы России
от 14.06.94 N ВП-6-08/210
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В 1993 ГОДУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСШЕГО
АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ)
Читинское областное управление инкассации обратилось с иском к госналогинспекции по Центральному району г. Читы о возврате взысканных в бюджет сумм неуплаченного в 1992 году НДС и финансовых санкций. Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии со ст. 9 Закона РСФСР от 02.12.90 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" Банк России и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, а также тем, что услуги инкассации - это операции, связанные с обращением денег, являющихся законными средствами платежа, которые в соответствии с подпунктом "ж" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от НДС.
Читинский областной арбитражный суд согласился с доводами истца и удовлетворил иск (аналогичные решения приняли арбитражные суды по искам Хакасского и Северо-Осетинского республиканских управлений инкассации).
Арбитражный суд не принял во внимание, что ст. 9 указанного Закона находится в явном противоречии с более поздним законодательством, регулирующим налоги и порядок предоставления налоговых льгот, в соответствии с которым Банк России и его учреждения не освобождены от уплаты НДС и других налогов. Что касается понятия инкассации, то в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.93 N 04-03-12, адресованным Председателю Центрального банка Российской Федерации, инкассация денег является специфической транспортной услугой, связанной с обеспечением сохранности денежной наличности, и поэтому должна облагаться налогом на добавленную стоимость.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев в порядке надзора решение Читинского областного арбитражного суда, отменил его, тем самым подтвердив правомерность решения госналогинспекции и создав судебный прецедент по указанному вопросу.
правоотношений в налоговом законодательстве бывшего
Союза ССР, не получивших дальнейшего развития
в российском законодательстве
Малое предприятие ЦПС-207 (г. Тверь) предъявило иск о признании недействительным решения Госналогслужбы России по налогу на прирост средств, направляемых на оплату труда, взимавшемуся в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина СССР от 20.10.89 N 30в. При рассмотрении дела в первой и кассационной инстанциях Высшего Арбитражного Суда России спор был разрешен в пользу налоговых органов. Однако постановлением надзорной коллегии Высшего Арбитражного Суда России от 16.03.93 решение Госналогслужбы России признано недействительным, а сумма налога, зачисленная в союзный бюджет, - подлежащей возврату истцу. Действия налоговой инспекции, как и самого налогоплательщика, по выбору аналога для определения базового уровня оплаты труда и исчисления налога на прирост средств, направляемых на оплату труда, признаны неправомерными.
Данный спор возник в результате того, что союзным налоговым законодательством не был урегулирован вопрос о выборе аналога для исчисления налога при создании нового предприятия на базе структурного подразделения другого предприятия, что привело к различным подходам при исчислении данного вида налога и неоднократным изменениям Высшим Арбитражным Судом России собственных выводов.