Официальные документы

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

(Письмо Минэкономразвития РФ от 18.12.2008 N 19933-АК/Д03. Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)




Снижение объемов инвестиций в основной капитал на 9,5% в реальном выражении в 2009 году вызвано сокращением кредитных источников (почти на половину), государственных инвестиций (на 15%) и снижением прибыли (на 12 процентов).
Инвестиционный спад охватит как отрасли, ориентированные на конечный спрос и производство сырья, так и сектор инфраструктуры и услуг. Рост сохранится только в транспорте. В электроэнергетике предполагаются инвестиции, обеспечивающие вводы генерирующих мощностей в размере 1,7 ГВт (в том числе 1 ГВт - Ростовская АЭС, 2 блок), против 1,9 ГВт в 2008 году. В целом инвестиции в электроэнергетике в условиях недостатка финансовых средств могут сократиться на 12 процентов.
Разнонаправленные тенденции прогнозируются для инвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов. Объемы инвестиций в добычу нефти в 2009 году сократятся более чем на 20% в номинальном выражении при сокращении объемов добычи примерно на 2 процента. Прирост инвестиций в добычу газа оценивается на уровне более 50% (с учетом намечаемой реализации в инвестиционной программе ОАО "Газпром" проекта освоения Бованенковского месторождения) при увеличении объемов добычи в 2009 году - менее 1 процента. Прогнозируемые тенденции в инвестировании отразятся на объемах добычи полезных ископаемых в полном объеме через несколько лет.

2. ТЭК и экспорт
Из-за падения рентабельности экспорта объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшается на 8 млн. тонн (до 480 млн. тонн), поставки нефти на экспорт сокращаются в 2009 году более чем на 8 млн. тонн.
Увеличение в 2009 году объема добычи газа на 5 млн. тонн связано с соответствующим увеличением экспорта (выполнение обязательств по долгосрочным контрактам) и обеспечением внутреннего потребления на уровне не ниже 2008 года.

3. Показатели инфляции в 2009 году снижаются до 10 - 12 процентов, однако это выше, чем предусматривалось ранее. Прежде всего рост цен будет связан с ослаблением курса рубля, сокращением импорта, а также с инфляционной инерцией и ростом процентных платежей компаний.
Сдерживающее воздействие на инфляцию будет оказывать снижение мировых цен на сырье (продовольствие, нефтепродукты, металлы и др.), снижение внутреннего спроса и монетарной инфляции, а также ужесточение тарифной политики в сфере естественных монополий.
Повышение цен на газ в среднем за год составит 16,3% против запланированных ранее 19,8% (в том числе населению - 25%). На тепловую энергию повышение тарифов с 1 января 2009 года уменьшается до 18% вместо 22%. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в среднем за год составит 8% вместо ранее запланированных 14%. Рост тарифов на услуги ЖКХ не превысит 17% за годовой период против 21 - 22%, прогнозируемых ранее.
Таким образом, за счет более сдержанной тарифной политики уровень потребительской инфляции будет снижен на 0,5 - 0,6 п. пунктов.
Прирост денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) прогнозируется в 2009 году на уровне 12 - 15%. Замедление динамики денежных агрегатов в 2008 - 2009 годах обусловит снижение монетарного давления на динамику потребительских цен в среднесрочной перспективе.

4. В 2009 году по варианту 1а прогнозируется спад промышленного производства на 4,7%, в том числе в обрабатывающих производствах - на 6 процентов.
Наиболее сильное снижение роста в 2009 году ожидается в металлургическом производстве, производстве строительных материалов, машиностроительных отраслях, обработке древесины и производстве изделий из дерева, и в меньшей степени в производстве электронного и оптического оборудования, текстильном и швейном производстве, производстве кожи и обуви, целлюлозно-бумажном производстве.

5. Социальная сфера. Занятость и безработица
В результате сокращения занятых в экономике общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличится с 4,6 млн. человек до 5,6 млн. человек.
В 2009 году рост реальных доходов населения составит 100,2%. Это связано, прежде всего, со снижением доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Такое снижение доходов повлияет на расходы и сберегательную активность населения.
Ожидается снижение реальной заработной платы до 99,8% по отношению к 2008 году. Большая часть доходов и возрастающая доля сбережений населения будет расходоваться на потребление. В результате темп роста розничной торговли в 2009 году составит 102,9 процента.
В 2009 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 670 рублей и, по прогнозу Минэкономразвития России, составит 5261 рубль.
Увеличение величины прожиточного минимума и низкие темпы роста доходов населения окажут сдерживающее влияние на темпы сокращения уровня бедности. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и 2009 году сохранится примерно на уровне 2008 года (12,9 процента).

6. В инерционном варианте 1б благодаря меньшему снижению экспортных доходов (на 27%) ВВП может вырасти на 0,8%, при ограничении спада инвестиций до 3,2% и повышении темпов роста торговли до 3,4 процента.

Основные макроэкономические параметры
базового варианта (вариант 2)


Страницы: 6 из 6  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->