РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.11.2008 N ГКПИ08-1879. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦЕВ ПЕРВОГО И ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 1 И ПУНКТА 10 ИНСТРУКЦИИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНФИНА РФ ОТ 10.02.2006 N 25Н. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение Верховного Суда РФ от 10.11.2008 N ГКПИ08-1879. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев первого и третьего пункта 1 и пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н)Налог на имущество организаций
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов РФ устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Министерство финансов РФ согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.
В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета активов и обязательств в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также формирования ими бюджетной отчетности, Министерством финансов РФ были разработаны и утверждены Инструкция по бюджетному учету (Приказ N 25н от 10.02.2006) и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Приказ N 72н от 24.08.2007).
Таким образом, оспариваемая Инструкция принята уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере - Министерством финансов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Инструкция по бюджетному учету устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях (абзац первый пункта 1 Инструкции). Бюджетный учет согласно абзацу второму пункта 1 Инструкции представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названной Инструкцией (абзац 3 пункта 1 Инструкции).
Положения абзацев первого и третьего пункта 1 Инструкции определяют предмет регулирования данной Инструкции, носят декларативный характер и не устанавливают прав и обязанностей и, следовательно, не нарушают прав заявителя.
Довод заявителя о том, что пункт 1 Инструкции отождествляет понятия бухгалтерский учет и бюджетный учет и поэтому не соответствует Бюджетному кодексу РФ, суд считает необоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Из анализа данного определения следует, что бюджетный учет как система сбора, регистрации и обобщения информации является частью бухгалтерского учета, который в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бюджетным кодексом РФ закреплена обязанность публично-правовых образований обеспечить ведение бюджетного учета всех принадлежащих им нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств.
Таким образом, термин "бухгалтерский учет" и ссылка на Федеральный закон "О бухгалтерском учете" в абзацах первом и третьем пункта 1 Инструкции не противоречит федеральному законодательству и прав заявителя не нарушает.
Пунктом 10 Инструкции установлено, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Страницы: 2 из 3 <-- предыдущая cодержание следующая -->