Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.11.2001 N КАС01-427. ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.10.2001 N ГКПИ01-1348 И ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ НА ЧАСТЬ 2 ПУНКТА 1 РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.05.2001 N 747-Р

Разделы:
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог





ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2001 г. N КАС 01-427

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Белан М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 ноября 2001 г. гражданское дело по жалобе Муниципального предприятия "Тосно - Труга" на распоряжение Правительства РФ N 747-р от 29 мая 2001 года в части по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2001 года, которым жалоба заявителя удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Троицкой Т.Ю. и Жемальдинова М.Ф., поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Белан М.Г., полагавшей решение суда подлежащим отмене, а требование заявителя - отклонению, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:

распоряжением Правительства РФ N 747-р от 29 мая 2001 года срок реализации остатков алкогольной продукции, не маркированной региональной специальной маркой в объемах, установленных при проведении инвентаризации по состоянию на 1 июня 2001 года был определен до 1 сентября 2001 года.
Муниципальное предприятие "Тосно - Труга" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на данное положение распоряжения Правительства РФ, сославшись на то, что оно противоречит закону, не содержащему запрета на реализацию алкогольной продукции без ее маркировки специальной региональной маркой.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая выводы суда о несоответствии оспоренной части распоряжения закону ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Признавая незаконным оспоренное положение распоряжения Правительства РФ, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что правоспособность юридического лица может быть ограничена лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, а, поскольку законодатель введенным после 1 сентября в действие Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 118-ФЗ исключил указание в Налоговом кодексе РФ на запрет реализации алкогольной продукции без маркировки ее региональными специальными марками, разрешение на реализацию такой продукции без маркировки региональной маркой лишь до 1 сентября 2001 года, содержащееся в оспоренном распоряжении, пришло в противоречие с Федеральным законом, введенным в действие с 10 сентября 2001 года.
Однако вывод суда об отсутствии в законе запрета на реализацию алкогольной продукции без маркировки ее региональной специальной маркой на день разрешения спора Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит ошибочным.
Действительно, 10 сентября 2001 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ", которым из пункта 2 действующей с 1 июня 2001 г. статьи 193 Налогового кодекса РФ исключены указания о том, что реализуемая алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке региональными специальными марками и о запрете на реализацию алкогольной продукции в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками.
Однако в измененном приведенным Федеральным законом пункте 3 ст. 193 Налогового кодекса РФ включено указание на то, что ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством РФ и не могут превышать ....
Обязательная маркировка алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции (за исключением экспортной) марками акцизного сбора или специальными марками предусмотрена и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Этой же нормой Закона предусмотрено, что образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в данном пункте ст. 12 Закона указано, что марка акцизного сбора и специальная марка для маркировки алкогольной продукции являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота на территории Российской Федерации подакцизной алкогольной продукции.
Запрет на реализацию алкогольной продукции без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками предусмотрен п. 1 ст. 26 этого же Федерального закона.











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)