Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.09.2004 N ГКПИ2004-765. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПОРЯДКУ ПОДГОТОВКИ, СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФКЦБ РФ ОТ 31.05.2002 N 17/ПС. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение Верховного Суда РФ от 13.09.2004 N ГКПИ2004-765. Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими отдельных норм Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс)

Акцизы




- 4.17. Если в бюллетене для голосования по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества (за исключением выборов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, осуществляемого кумулятивным голосованием), по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии, членов счетной комиссии, членов коллегиального исполнительного органа общества вариант голосования "за" оставлен у большего числа кандидатов, чем число лиц, которые должны быть избраны в соответствующий орган общества, бюллетень в части голосования по такому вопросу признается недействительным.

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением и считает, что оспариваемые им положения нормативного правового акта нарушают право на равенство всех участников данных правоотношений, а поэтому следует их признать недействующими и не подлежащими применению, поскольку противоречат указанным в заявлении нормам федеральных законов.
В судебном заседании представитель К. Азарова Н.П. требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержала.
Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации Бочарова Н.С. и Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. просили заявление оставить без удовлетворения.
Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление необходимым оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47, пунктом 3 статьи 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Постановлением от 31 мая 2002 года N 17/пс Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг утверждено "Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров".
Так, согласно п. 2 ст. 47 и п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" федеральный орган по рынку ценных бумаг, которым являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, может установить дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, а также перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при проведении общего собрания, а в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган по рынку ценных бумаг принимает решения в форме постановления по вопросам рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.
В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2000 года N 620 "Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг на время принятия оспариваемого нормативного правового акта являлась федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроля деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Оспариваемое заявителем Положение опубликовано в "Российской газете" N 130 18 июля 2002 года, а 16 июля 2002 года зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации под N 3578.
Таким образом, положения оспариваемого нормативного правового акта приняты в соответствии с компетенцией и определяют особенности участия в общем собрании акционеров, в том числе в голосовании от имени иностранного эмитента, которое должно осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг.
Требования пунктов 2.14 и 4.17 Положения являются производными по отношению к пункту 2.14, предусматривающему, что в случае, если акции, представляющие право голоса на общем собрании, обращаются за пределами Российской Федерации в форме ценных бумаг иностранного эмитента, выпущенных в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на такие акции (депозитарных ценных бумаг), то голосование по таким акциям должно осуществляться только в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг.
Это требование полностью соответствует положениям ст. 16 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г.), которая предусматривает право российских эмитентов размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации только по разрешению федерального органа по рынку ценных бумаг, при соблюдении определенных данной нормой условий. Одним из таких условий является обязанность предусматривать в договоре, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что оспариваемая часть Положения принята с соблюдением установленного законодательством порядка, в соответствии с установленной компетенцией и не противоречит федеральным законам.


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->