ОБЗОР ПРАКТИКИ НАДЗОРНОГО ОПРОТЕСТОВАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 26.11.1996 N 38-15-96). ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Обзор практики надзорного опротестования Генеральной прокуратурой Российской Федерации судебных актов по арбитражным делам о нарушениях налогового законодательства (приложение к письму Генпрокуратуры РФ от 26.11.1996 N 38-15-96))Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
По вышеупомянутым основаниям Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отменил состоявшиеся судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение.
5. Предприятие - производитель подакцизного товара обязано уплачивать в бюджет суммы акциза.
УДНП области произвело документальную проверку лесхоза в части исполнения Закона Российской Федерации "Об акцизах". Проверкой установлено, что согласно заключенному договору лесхоз осуществлял розлив водки, полученной в качестве давальческого сырья от ТОО. В последующем готовая продукция передавалась этому товариществу, которое оплачивало лесхозу услуги по розливу, что подтверждено приходными кассовыми ордерами. В представленной при проверке отчетности лесхоз не исчислил и не уплатил в бюджет акцизные платежи.
По результатам проверки был составлен акт и принято решение о применении к налогоплательщику финансовых санкций в виде суммы сокрытого акциза, штрафа в размере той же суммы, штрафа в размере 10 процентов доначисленного акциза за непредоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления акцизов, и пени.
Арбитражный суд, полагая, что лесхоз только оказывал услуги по розливу водки, а не производил винно - водочную продукцию, удовлетворил исковые требования лесхоза о признании недействительным решения УДНП.
Заместитель Генерального прокурора опротестовал решение в порядке надзора по следующим основаниям.
Согласно пункту 20 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" плательщиками акцизов по подакцизным товарам, выработанным из давальческого сырья, являются производящие их предприятия и организации. Пунктом 2 Инструкции Госналогслужбы России от 09.12.91 N 2 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (с Изменениями и дополнениями от 16.03.94 N 8) определено, что к производящим доработку подакцизных товаров отнесены предприятия, осуществляющие розлив винодельческой продукции. Действующими госстандартами розлив также включен в понятие переработки (производства) алкогольной продукции как часть общего производства.
Следовательно, лесхоз, производя розлив алкогольной продукции из давальческого сырья, осуществлял часть процесса производства подакцизного товара (водки) и поэтому являлся плательщиком акцизов.
В связи с изложенными доводами Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебное решение по делу отменил и отказал лесхозу в иске.
6. Исчисляя сумму НДС при взаиморасчетах произведенной продукцией между предприятиями - контрагентами, налогоплательщик обязан руководствоваться рыночной ценой продукции, а не ее себестоимостью.
Проверяя соблюдение налогового законодательства акционерным обществом открытого типа, областное УДНП установило, что в результате допущенных налогоплательщиком нарушений в бюджет не доплачено налогов на сумму свыше 1,3 млрд. рублей. По данному факту был составлен акт и было принято решение о взыскании с АООТ в бюджет налогов и штрафных санкций на сумму более 5,6 млрд. рублей.
Не согласившись с решением областного УДНП, АООТ обратилось в арбитражный суд с иском, который был удовлетворен. Эта позиция была поддержана апелляционной инстанцией.
Заместитель Генерального прокурора в надзорном протесте указал, что должники АООТ расплачивались с акционерным обществом за оказанные услуги (выполненные работы, продукцию) производимыми ими товарами. При этом погашение задолженности перед АООТ и задолженности самого АООТ уже перед своими кредиторами производилось исходя из отпускной цены поставляемой акционерному обществу в качестве платы продукции должников.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР "О налоге на добавленную стоимость", определяющей облагаемый оборот, при обмене товарами (работами, услугами) по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, сложившихся на момент обмена или передачи (в том числе и на биржах), но не ниже цен, определенных с учетом фактической стоимости товаров. Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" также предусматривает, что по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.
Согласно пункту 2 указа Президента Российской Федерации от 10.08.94 N 1677 "Об уточнении действующего порядка взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость", действовавшего на момент проверки истца, при обмене предприятиями продукцией (работами, услугами) выручка (оборот) для расчета налога на прибыль и НДС определяется исходя из средней цены на аналогичную продукцию, реализованную за последний месяц, а в случае отсутствия реализации такой продукции за указанный период - исходя из последней цены, но не ниже себестоимости.
Страницы: 3 из 3 <-- предыдущая cодержание следующая -->