Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 28.07.2011 N ВАС-8096/11 О ПРИЗНАНИИ ПУНКТА 2 ПРИКАЗА ФНС РФ ОТ 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ФОРМАТА НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЯМ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ, А ПРИЛОЖЕНИЯ N 4 К ПОРЯДКУ ЗАПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИМ НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РФ».. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение ВАС РФ от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@. Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ».)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




В дополнительных пояснениях по делу ФНС России указывает также на возможные неблагоприятные последствия в случае удовлетворения требования общества, поскольку при признании пункта 2 Приказа не соответствующим требованиям Кодекса форма налоговой декларации для представления в отчетные периоды 2011 года не будет установлена, что повлечет невозможность реализации налогоплательщиками прав и обязанностей по представлению налоговой отчетности, а также исключит проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении такой категории дел арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Приказом Федеральной налоговой службы от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.02.2011 за N 19680, были утверждены форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также порядок ее заполнения (приложения N 1 - 4 Приказа). Оспариваемый Приказ опубликован в "Российской газете" 18.02.2011 и применяется, как следует из пункта 2, начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2010 года.
При издании названного акта ФНС России действовала в пределах полномочий, установленных пунктом 2 статьи 80 Кодекса. При этом Приказ, утвердивший новую форму декларации и устанавливающий порядок ее заполнения, является нормативным правовым актом по вопросам, связанным с налогообложением, следовательно на него распространяются общие требования, установленные статьями 4 и 5 Кодекса.
Суд считает обоснованным довод общества о нарушении ФНС России порядка введения в действие данного Приказа.
Общие правила опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", согласно которому названные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Вместе с тем действие во времени актов законодательства о налогах и сборах, а также в силу пункта 5 статьи 5 Кодекса и нормативных правовых актов о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти регламентируется указанной статьей Кодекса. Такие акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным органом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Кодекса).
Принимая во внимание, что оспариваемым Приказом для плательщиков налога на прибыль организаций закреплена обязанность по представлению налоговой декларации по новой форме, в том числе и в электронном виде, а также предусмотрена, при наличии соответствующих оснований, необходимость заполнения приложения N 4, отсутствующая ранее, такой нормативный правовой акт не может вводиться в действие с нарушением порядка, установленного пунктом 2 статьи 5 Кодекса, то есть с распространением его на правоотношения, возникшие до дня официального опубликования.
В рассматриваемом случае распространение обязанности по представлению декларации по новой форме, устанавливающей необходимость раскрытия дополнительных сведений о суммах доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, и расходов, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков, на декларирование за налоговый период, окончившийся на момент опубликования Приказа, суд признает нарушением закрепленного пунктом 2 статьи 5 Кодекса принципа недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков.
С учетом изложенного пункт 2 Приказа ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@, распространивший действие акта на представление декларации за 2010 год, не соответствует Кодексу и подлежит признанию недействующим.


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->