Официальные документы
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Вектор" о признании недействующим пункта 7 раздела 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, утвержденных Приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458.
Суд установил:
ЗАО "Вектор" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 раздела 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Рекомендации).
Как указано в заявлении, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" продукция общества входила в перечень жизненно необходимых и важнейших изделий медицинского назначения и прибыль, полученная от реализации этой продукции, не подлежала налогообложению, то есть не включалась в налоговую базу до 01.01.2002.
Исходя из положений введенной в действие с 01.01.2002 главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и в связи с переходом организаций на определение доходов по методу их начисления в пункте 7 раздела 4 Рекомендаций предусмотрено включение в налоговую базу переходного периода прибыли, которая ранее, то есть в 2001 году, не учитывалась при формировании налоговой базы для исчисления и уплаты налога.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Рекомендаций противоречит статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, пункту 8 статьи 10 этого Закона в редакции от 29.05.2002 N 57-ФЗ, а также не соответствует пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса. Пункт 7 раздела 4 Рекомендаций нарушает права общества и охраняемые законом интересы, поскольку его применение ухудшает имущественное положение общества, ставит его в неравное положение по сравнению с другими юридическими лицами с точки зрения налогообложения при прочих равных экономических показателях.
МНС России в удовлетворении заявленного требования просит отказать, ссылаясь на то, что Рекомендации изданы в пределах полномочий, предоставленных ему Налоговым кодексом, и в целях реализации положений статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ, которым не предусмотрено иного порядка расчета налоговой базы в переходный период для лиц, освобожденных в 2001 году от уплаты налога на прибыль. Министерство считает, что положения пункта 7 раздела 4 Рекомендаций соответствуют статье 10 Федерального закона N 110-ФЗ.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы сторон, суд признал заявление ЗАО "Вектор" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ в первоначальной редакции в случае, если при вступлении в силу главы 25 Налогового кодекса налогоплательщик переходит на определение доходов и расходов по методу начисления, по состоянию на 1 января 2002 г. он обязан отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Если у налогоплательщика отношение суммы выручки от реализации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, превышает 10 процентов от суммы выручки от реализации, учтенной в 2001 году в целях налогообложения, он обязан по состоянию на 1 января 2002 г. отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации в размере, не превышающем 10 процентов от объема выручки, учтенной в 2001 году в целях налогообложения (абз. второй ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ в редакции от 24.07.2002 уточнен порядок уплаты в бюджет суммы налога от налоговой базы 2001 года с рассрочкой его уплаты до 2006 года. По существу редакция Закона изменений не претерпела.
Анализ содержания статьи 10 Закона дает основание для вывода о том, что установленный ею порядок уплаты налога на прибыль вызван переходом с 01.01.2002 большей части организаций-налогоплательщиков на определение доходов и расходов по методу начисления и касается именно тех налогоплательщиков, которые имели налоговую базу и обязанность по уплате налога по итогам хозяйственной деятельности за 2001 год.
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 14.05.2003 N 2742/03. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 7 РАЗДЕЛА 4 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.08.2001 N 110-ФЗ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МНС РОССИИ ОТ 21.08.2002 N БГ-3-02/458 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Разделы:Налог на прибыль организаций; Транспортный налог
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 мая 2003 г. N 2742/03
от 14 мая 2003 г. N 2742/03
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Вектор" о признании недействующим пункта 7 раздела 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, утвержденных Приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458.
Суд установил:
ЗАО "Вектор" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 раздела 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Рекомендации).
Как указано в заявлении, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" продукция общества входила в перечень жизненно необходимых и важнейших изделий медицинского назначения и прибыль, полученная от реализации этой продукции, не подлежала налогообложению, то есть не включалась в налоговую базу до 01.01.2002.
Исходя из положений введенной в действие с 01.01.2002 главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и в связи с переходом организаций на определение доходов по методу их начисления в пункте 7 раздела 4 Рекомендаций предусмотрено включение в налоговую базу переходного периода прибыли, которая ранее, то есть в 2001 году, не учитывалась при формировании налоговой базы для исчисления и уплаты налога.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Рекомендаций противоречит статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, пункту 8 статьи 10 этого Закона в редакции от 29.05.2002 N 57-ФЗ, а также не соответствует пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса. Пункт 7 раздела 4 Рекомендаций нарушает права общества и охраняемые законом интересы, поскольку его применение ухудшает имущественное положение общества, ставит его в неравное положение по сравнению с другими юридическими лицами с точки зрения налогообложения при прочих равных экономических показателях.
МНС России в удовлетворении заявленного требования просит отказать, ссылаясь на то, что Рекомендации изданы в пределах полномочий, предоставленных ему Налоговым кодексом, и в целях реализации положений статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ, которым не предусмотрено иного порядка расчета налоговой базы в переходный период для лиц, освобожденных в 2001 году от уплаты налога на прибыль. Министерство считает, что положения пункта 7 раздела 4 Рекомендаций соответствуют статье 10 Федерального закона N 110-ФЗ.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы сторон, суд признал заявление ЗАО "Вектор" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ в первоначальной редакции в случае, если при вступлении в силу главы 25 Налогового кодекса налогоплательщик переходит на определение доходов и расходов по методу начисления, по состоянию на 1 января 2002 г. он обязан отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Если у налогоплательщика отношение суммы выручки от реализации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, превышает 10 процентов от суммы выручки от реализации, учтенной в 2001 году в целях налогообложения, он обязан по состоянию на 1 января 2002 г. отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации в размере, не превышающем 10 процентов от объема выручки, учтенной в 2001 году в целях налогообложения (абз. второй ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ в редакции от 24.07.2002 уточнен порядок уплаты в бюджет суммы налога от налоговой базы 2001 года с рассрочкой его уплаты до 2006 года. По существу редакция Закона изменений не претерпела.
Анализ содержания статьи 10 Закона дает основание для вывода о том, что установленный ею порядок уплаты налога на прибыль вызван переходом с 01.01.2002 большей части организаций-налогоплательщиков на определение доходов и расходов по методу начисления и касается именно тех налогоплательщиков, которые имели налоговую базу и обязанность по уплате налога по итогам хозяйственной деятельности за 2001 год.
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)