РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 14.05.2003 N 2742/03. О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 7 РАЗДЕЛА 4 МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.08.2001 N 110-ФЗ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МНС РОССИИ ОТ 21.08.2002 N БГ-3-02/458 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ). ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Решение ВАС РФ от 14.05.2003 N 2742/03. О признании недействующим пункта 7 раздела 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, утвержденных Приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458 (Извлечение))Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
В этом случае у организаций в одном и том же периоде возникала обязанность по уплате налога как с выручки, полученной от реализованной в предыдущем периоде продукции (работ, услуг), когда эти организации использовали метод определения доходов и расходов по поступлении оплаты, так и от стоимости реализованной продукции по методу начисления. Поэтому целью упомянутой нормы Закона является уменьшение налогового бремени путем рассрочки платежей на период с 2002-го по 2006 год.
В отношении организаций, освобожденных от уплаты налога на прибыль по хозяйственной деятельности 2001 года, Законом не установлены соответствующие правила.
Пункт 7 раздела 4 Рекомендаций разъясняет порядок расчета налоговой базы организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль до 01.01.2002, не имеющими налоговой базы 2001 года.
Данной нормой предусмотрено, что если в 2001 году организация имела льготу по налогу на прибыль и в связи с этим сумма налога на прибыль за 2001 год у нее составила нулевую сумму, то сумма налога на прибыль по налоговой базе переходного периода подлежит внесению в бюджет в порядке, аналогичном установленному пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ. При этом исчисление суммы производится непосредственно от самой суммы налога, исчисленной по базе переходного периода.
Таким образом, положением пункта 7 раздела 4 Рекомендаций порядок внесения в бюджет суммы налога, предусмотренный статьей 10 Закона, распространен на организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль в 2001 году в связи с наличием у них льготы и не имеющие налоговой базы для исчисления налога в установленном порядке.
Этим положением, по существу, восполнен пробел в законе и применена аналогия в отношении субъекта и элементов налогового обязательства, что недопустимо с точки зрения понятия законно установленного налога.
Довод МНС России со ссылкой на статью 2 Закона об отсутствии в перечне льгот по налогу на прибыль, действие которых сохранено на 2002 год, льготы организациям, реализующим продукцию медицинского назначения, не может быть принят в качестве обоснования правомерности оспариваемого пункта 7 раздела 4 Рекомендаций.
С момента введения в действие с 01.01.2002 главы 25 части второй Налогового кодекса общество утратило право на льготу. Это обстоятельство заявителем не оспаривается.
Сохранение льгот на 2002 год организациям, занимающимся определенными видами деятельности, указанными в перечне, означает, что они вправе не уплачивать налог на прибыль по деятельности, осуществляемой в 2002 году, что к данному делу отношения не имеет.
Общество производило и реализовывало изделия медицинского назначения в 2001 году и имело право на льготу в соответствии с действующим в этом же периоде Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" по итогам хозяйственной деятельности указанного периода.
Оспариваемым положением Рекомендаций возлагается обязанность по уплате налога на организации, освобожденные от его уплаты в 2001 году, и только на те, которые вели учет доходов и расходов по методу оплаты и не получили денежные средства в счет реализованной в этом периоде продукции до 01.01.2002.
Исходя из принципа, содержащегося в статье 56 Налогового кодекса, право на льготу по налогу не может быть поставлено в зависимость от избранного организацией метода учетной политики.
Однако в пункте 7 раздела 4 Рекомендаций из-за различных методов учетной политики хозяйствующие субъекты поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях, и права части из них, в том числе заявителя, оказываются ущемленными.
При таких обстоятельствах следует признать, что положения пункта 7 раздела 4 Рекомендаций нарушают права и законные интересы общества и не соответствуют статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Признать пункт 7 раздела 4 Методических рекомендаций по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства о налогах и сборах", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, не соответствующим статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и полностью недействующим.
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->