СОКРАЩЕНИЕ МАСШТАБОВ БЕДНОСТИ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы))Акцизы. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Доля бедных в России оценивается на уровне 20 процентов. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50 процентов составляют лица трудоспособного возраста.
Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30 процентов бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. Кроме того, дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда.
В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.
Несмотря на увеличение в 2000 - 2004 годах темпов роста реальных доходов населения, продолжает оставаться значительным число семей, имеющих уровень потребления, незначительно превышающий прожиточный минимум.
Существующие программы социальной помощи не оказывают достаточного влияния на снижение уровня бедности, поскольку основная часть ресурсов, выделяемых в рамках реализации указанных программ, распределяется в пользу небедных категорий населения.
Недостаточно развита практика участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня бедности.
В связи с этим целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства.
Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность реализации социальных программ, что требует изменения форм и методов работы органов социальной защиты населения, которые должны быть направлены на создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения, обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов службы занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ, а также использования единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах.
Необходимы также меры, направленные на повышение доступности профессионального образования для детей из бедных семей, в том числе предусматривающие реализацию программ, разработанных с участием органов социальной защиты населения и органов образования.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов службы занятости населения с негосударственными организациями, деятельность которых направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Для этого потребуется внесение изменений в бюджетное, налоговое и гражданское законодательство.
Требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программ помощи нуждающимся на основе единых методик, применяемых в международной практике.
В регионах с высоким уровнем бедности особое внимание должно быть уделено развитию инфраструктуры, созданию благоприятного инвестиционного климата, содействию трудовой миграции, развитию малого предпринимательства, совершенствованию систем переквалификации граждан.
Необходимо на первом этапе (в 2006 году) перестроить систему оказания социальной помощи, в том числе предусмотрев обеспечение межведомственной координации, разработку наиболее эффективных программ в рамках экспериментов, совершенствование системы администрирования, формирование баз данных и проведение мониторинга эффективности программ. На втором этапе (в 2007 году) возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней.
Введение новых механизмов предоставления государственной социальной помощи и замена натуральных льгот денежными компенсациями будут способствовать повышению эффективности оказания социальной помощи и содействовать улучшению материального положения миллионов граждан.
Следует усилить адресный характер предоставления социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. Это позволит оптимизировать систему социальной помощи и направить бюджетные средства в пользу особо нуждающихся граждан.
Страницы: 13 из 65 <-- предыдущая cодержание следующая -->