Официальные документы
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Шведове Ю.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Качалина Станислава Александровича и Корнеевой Любови Михайловны о признании незаконным абзаца 6 пункта 5.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов",
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый ими пункт Инструкции не соответствует требованиям ст. ст. 1, 2, 3 и 5 Федерального закона "Об акцизах", нарушает их права и других предприятий службы быта, оказывающих гражданам услуги по переделке принадлежащих им ювелирных изделий, а также самих граждан, сдающих ювелирные изделия этим предприятиям на переработку.
Полагают, что отношения, складывающиеся у предприятий службы быта с физическими лицами при изготовлении ювелирных изделий по их индивидуальным заказам из принадлежащих им ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, под действие Закона "Об акцизах" не подпадают, поскольку предприятие в этом случае оказывает гражданину лишь услугу, которая не является объектом обложения акцизом.
Считают также, что ювелирные изделия, передаваемые гражданами в переработку в качестве сырья, остаются в собственности этих граждан, а поэтому предприятие, получившее такое сырье, не вправе начислять акциз на это имущество. Следовательно, в данном случае такое предприятие не относится к числу плательщиков акциза и в связи с этим, как субъект, не подпадает под действие Закона "Об акцизах".
Абзац 6 пункта 5.1 оспариваемой Инструкции фактически ввел новую правовую норму, устанавливающую облагаемый оборот по акцизам. Такое положение Инструкции противоречит ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, что фактически сделано Госналогслужбой Российской Федерации при издании указанной Инструкции. Данное положение названной Инструкции противоречит также и ст. 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.
В судебное заседание заявители не явились. Не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в суд также не явился. Согласно поступившему отзыву против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя Министерство юстиции Российской Федерации также не возражает и просит при этом об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (правопреемника Госналогслужбы Российской Федерации) Кулагин А.Б. и Дятлова Е.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав при этом на то, что Закон "Об акцизах" в ранее действовавшей редакции действительно не предусматривал уплату акцизов с переработанных ювелирных изделий, принадлежащих гражданам, что и нашло отражение в Инструкции N 36 Госналогслужбы Российской Федерации, на которую заявители ссылаются в жалобе. Однако с внесением изменений в феврале 1998 г. в ст. 2 Федерального закона "Об акцизах", согласно которой был расширен круг субъектов плательщиков акцизов, и была издана соответствующая Инструкция N 47, положения которой полностью согласуются с требованиями вышеназванного Закона.
Обсудив доводы заявления Качалина С.А. и Корнеевой Л.М., выслушав объяснения представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Кулагина А.Б. и Дятловой Е.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" (в редакции от 14 февраля 1998 г.) плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), являются производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также простые товарищества и индивидуальные предприниматели.
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.08.1999 N ГКПИ99-602. ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ АБЗАЦА 6 ПУНКТА 5.1 ИНСТРУКЦИИ ОТ 10.08.1998 N 47 ''О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ'', УТВ. ПРИКАЗОМ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 14.08.1998 N БФ-3-03/185
Разделы:Налог на прибыль организаций; Транспортный налог
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 августа 1999 г. N ГКПИ 99-602
от 20 августа 1999 г. N ГКПИ 99-602
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Редченко Ю.Д.,
при секретаре Шведове Ю.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Качалина Станислава Александровича и Корнеевой Любови Михайловны о признании незаконным абзаца 6 пункта 5.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов",
установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый ими пункт Инструкции не соответствует требованиям ст. ст. 1, 2, 3 и 5 Федерального закона "Об акцизах", нарушает их права и других предприятий службы быта, оказывающих гражданам услуги по переделке принадлежащих им ювелирных изделий, а также самих граждан, сдающих ювелирные изделия этим предприятиям на переработку.
Полагают, что отношения, складывающиеся у предприятий службы быта с физическими лицами при изготовлении ювелирных изделий по их индивидуальным заказам из принадлежащих им ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий, под действие Закона "Об акцизах" не подпадают, поскольку предприятие в этом случае оказывает гражданину лишь услугу, которая не является объектом обложения акцизом.
Считают также, что ювелирные изделия, передаваемые гражданами в переработку в качестве сырья, остаются в собственности этих граждан, а поэтому предприятие, получившее такое сырье, не вправе начислять акциз на это имущество. Следовательно, в данном случае такое предприятие не относится к числу плательщиков акциза и в связи с этим, как субъект, не подпадает под действие Закона "Об акцизах".
Абзац 6 пункта 5.1 оспариваемой Инструкции фактически ввел новую правовую норму, устанавливающую облагаемый оборот по акцизам. Такое положение Инструкции противоречит ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, что фактически сделано Госналогслужбой Российской Федерации при издании указанной Инструкции. Данное положение названной Инструкции противоречит также и ст. 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.
В судебное заседание заявители не явились. Не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в суд также не явился. Согласно поступившему отзыву против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя Министерство юстиции Российской Федерации также не возражает и просит при этом об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (правопреемника Госналогслужбы Российской Федерации) Кулагин А.Б. и Дятлова Е.В. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав при этом на то, что Закон "Об акцизах" в ранее действовавшей редакции действительно не предусматривал уплату акцизов с переработанных ювелирных изделий, принадлежащих гражданам, что и нашло отражение в Инструкции N 36 Госналогслужбы Российской Федерации, на которую заявители ссылаются в жалобе. Однако с внесением изменений в феврале 1998 г. в ст. 2 Федерального закона "Об акцизах", согласно которой был расширен круг субъектов плательщиков акцизов, и была издана соответствующая Инструкция N 47, положения которой полностью согласуются с требованиями вышеназванного Закона.
Обсудив доводы заявления Качалина С.А. и Корнеевой Л.М., выслушав объяснения представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Кулагина А.Б. и Дятловой Е.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" (в редакции от 14 февраля 1998 г.) плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), являются производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также простые товарищества и индивидуальные предприниматели.
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)