Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.08.1999 N ГКПИ99-602. ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ АБЗАЦА 6 ПУНКТА 5.1 ИНСТРУКЦИИ ОТ 10.08.1998 N 47 ''О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ'', УТВ. ПРИКАЗОМ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 14.08.1998 N БФ-3-03/185. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение Верховного Суда РФ от 20.08.1999 N ГКПИ99-602. Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным абзаца 6 пункта 5.1 Инструкции от 10.08.1998 N 47 ''О порядке исчисления и уплаты акцизов'', утв. Приказом Госналогслужбы РФ от 14.08.1998 N БФ-3-03/185)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Как установлено судом, Приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14 августа 1998 г. была утверждена новая Инструкция "О порядке исчисления и уплаты акцизов", из содержания абзаца 6 пункта 5.1 которой следует, что при изготовлении ювелирных изделий по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома таких изделий облагаемый оборот по этим ювелирным изделиям определяется исходя из полной стоимости данного ювелирного изделия, т.е. стоимости используемых материалов (сданных заказчиком ювелирных изделий, бывших в употреблении, или лома ювелирных изделий) и стоимости их изготовления.
Приведенное выше положение Инструкции, по утверждению представителей Министерства по налогам и сборам, было включено в нее в связи с внесенными в 1998 году в Федеральный закон "Об акцизах" изменениями и дополнениями. Если в старой редакции ст. 2 данного Закона не относила к плательщикам акцизов предприятия и индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, то в новой редакции данная норма закона к числу плательщиков акцизов отнесла предприятия и индивидуальных предпринимателей, производящих подакцизные товары в том числе и из давальческого сырья, т.е. из сырья заказчиков, к которому относятся, в частности, и ювелирные изделия граждан, бывшие в употреблении, а также лом этих изделий.
Эти утверждения представителей заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты. Более того, они подтверждаются анализом содержания старой и новой редакции ст. 2 Федерального закона "Об акцизах", а также письменным отзывом Министерства юстиции Российской Федерации на предъявленное требование.
При таких данных, по мнению суда, каких-либо предусмотренных законом оснований для признания недействительным обжалуемого пункта Инструкции не имеется.
Довод заявителей о том, что оспариваемый пункт Инструкции противоречит требованиям ст. ст. 1, 2, 3 и 5 Закона "Об акцизах", нельзя признать обоснованным, поскольку к такому выводу заявители пришли без учета внесенных в вышеназванный Закон изменений и дополнений, относящих к плательщикам акцизов предприятия и предпринимателей по подакцизным товарам, производимым ими на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья). В связи с внесением таких изменений в ст. 2 данного Закона предприятия и предприниматели, занимающиеся изготовлением ювелирных изделий из принадлежащих гражданам бывших в употреблении ювелирных изделий или их лома, отнесены к субъектам плательщиков акцизов.
С учетом этого утверждение заявителей о том, что эти предприятия, как не являющиеся собственниками изготовленных ювелирных изделий и не имеющие права на их реализацию, не могут быть отнесены к субъектам плательщиков акцизов, нельзя принять во внимание, поскольку новая редакция ст. 2 Закона "Об акцизах" не связывает отнесение к субъектам плательщиков акцизов с правом собственности на изготовленную ювелирную продукцию из подакцизных материалов, переданных заказчиками в качестве сырья (давальческого сырья). Изготовленная таким образом новая ювелирная продукция из этого сырья, в конечном итоге, реализуется заказчикам.
С учетом указанных обстоятельств ссылка заявителей на то, что складывающиеся между предприятиями сферы быта и гражданами отношения при изготовлении ювелирных изделий из сырья заказчиков не подпадают под действие Закона "Об акцизах", также не может быть признана убедительной, так как она ни на чем не основана и противоречит требованиям приведенного выше Закона.
Исходя из того, что обязанность по уплате акцизов при изготовлении такого рода продукции возложена на предприятия и предпринимателей Федеральным законом "Об акцизах", то суд не может согласиться с утверждением заявителей и в той части, что такую обязанность на предприятия, в нарушение требований ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, возложила Госналогслужба Российской Федерации своим нормативным актом.
Ссылка заявителей на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по одному из конкретных дел также не может быть принята во внимание, поскольку данное постановление по существу не имеет правового значения для рассматриваемого по настоящему делу вопроса.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление Качалина Станислава Александровича и Корнеевой Любови Михайловны о признании незаконным абзаца 6 пункта 5.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.


Страницы: 2 из 2  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->