Официальные документы

ПИСЬМО ФНС РФ ОТ 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@. О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 251 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разделы:
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог




МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15432@

О РАЗЪЯСНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 251 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с поступающими запросами о порядке учета в целях налогообложения прибыли доходов, полученных муниципальными казенными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного им в оперативное управление, ФНС России сообщает следующее.
Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 62 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам местных бюджетов.
Для решения вопроса об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, и переданного муниципальному казенному учреждению в оперативное управление, необходимо определить, признается ли сдача в аренду указанного имущества муниципальной услугой или нет.
ФНС России по согласованию с Минфином России сообщает следующее.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135 разработаны "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Рекомендации).
Рекомендациями определено, что основной целью вышеуказанного Федерального закона (далее - Закон N 83-ФЗ) является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - услуги), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждения), а также повышение эффективности деятельности самих учреждений.
В пункте 2 Рекомендаций "Государственные (муниципальные) услуги" указано, что в связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно "разделить" понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон от N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.
Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Положения Закона N 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов).
Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, включаются в перечень услуг.
Рекомендациями установлено, что первый шаг в реализации положений Закона N 83-ФЗ - это формирование перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - перечни услуг), которые оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 10.1 Рекомендаций определено, что формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений Закона N 83-ФЗ.
В перечни услуг рекомендуется включать показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).
Рекомендациями предлагается следующее определение "услуг" и "работ":
Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).


Более того, в Приложении N 4 к Рекомендациям представлены отраслевые рекомендованные перечни услуг, разработанные соответствующими федеральными органами исполнительной власти для использования органами власти. По сути, это реализация образовательных, медицинских и т.п. программ, оказание медицинской, социальной, консультационной и иной помощи, другие подобные мероприятия.
Таким образом, нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, следуя Рекомендациям, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг.
В этой связи сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственными (муниципальными) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Указанное письмо следует довести до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
государственной гражданской службы
Российской Федерации

Д.В.ЕГОРОВ









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)