БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ВНУТРЕННИЙ АУДИТ. ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР
(Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 N 829 (ред. от 08.08.2003). О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации (вместе с ''Мерами по реализации среднесрочной программы структурных реформ (письмо о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики)''))Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
- - в общем Законе о банкротстве - продажу активов банка на основе открытых торгов или каким-либо иным полностью "прозрачным" способом, позволяющим максимизировать стоимость таких активов;
- - в Гражданском кодексе, Законе "О залоге" и общем Законе о банкротстве - усиление прав обеспеченных кредиторов, позволяющих им оперативно получать и реализовывать активы, предложенные в качестве обеспечения выданных ими ссуд.
Банк России будет использовать все предоставленные ему полномочия для решения вопросов, связанных с банками, оказавшимися в сложном положении, для содействия усилиям по реструктуризации кредитных организаций, предпринимаемым частными структурами, для передачи несостоятельных банков под контроль АРКО, для отзыва лицензий несостоятельных банков. Банком России определено, какие из восемнадцати банков, прошедших диагностическое обследование в 1998 - 1999 годах, являются несостоятельными и не имеют достаточного потенциала для успешного проведения реструктуризации. Банк России незамедлительно отзовет банковские лицензии всех банков этой категории и начнет процедуру их банкротства / ликвидации. Что касается остальных несостоятельных банков, Банк России оперативно назначит временных управляющих этими банками и направит в АРКО предложение о передаче этих банков под его контроль. По каждому из банков, переданных под контроль АРКО, в течение трех месяцев с момента передачи будет определено, подлежит ли он реструктуризации или должен быть немедленно ликвидирован. Что касается банков, которые должны быть ликвидированы, то Банк России отзовет их банковские лицензии и начнет процедуру их банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Что касается реструктурируемых банков, то на АРКО будет возложена ответственность за подготовку, утверждение и реализацию детальных планов реструктуризации, составленных по форме, принятой в мировой практике.
На АРКО возлагается исключительная ответственность за реструктуризацию банков, получивших государственные средства на рекапитализацию. Банк России будет принципиально поддерживать ликвидность банков: а) только при наличии полного залогового обеспечения и б) только при условии их платежеспособности или реального осуществления планов реструктуризации, утвержденных АРКО.
Сбербанк - крупнейший банк России - будет и в дальнейшем играть ключевую роль в национальной платежной системе. Имея это в виду, планируется детально оценить финансовое положение Сбербанка, включая сеть его филиалов. На этой основе будет подготовлен доклад о стратегии развития Сбербанка России, в котором также будут содержаться рекомендации относительно мер (в том числе четкого распределения компетенции между руководством Сбербанка России государством и Банком России в отношении текущей деятельности Сбербанка России) по созданию для Сбербанка России равных с другими коммерческими банками условий его деятельности в конкурентной среде. В третьем квартале 1999 года будет подготовлено техническое задание, а в четвертом - завершена оценка финансового состояния Сбербанка. Техническое задание на подготовку аналитического доклада будет разработано в третьем квартале 1999 г., сама работа начнется в четвертом квартале 1999 г., а сам доклад будет подготовлен в первом квартале 2000 г. Банк России и Правительство России во втором квартале 2000 г. разработают стратегию развития Сбербанка России.
Одной из основных мер по повышению "прозрачности" и улучшению качества информации, предоставляемой руководителям банков высшего и среднего звена, акционерам и надзорным органам, является практическое освоение международных стандартов бухгалтерского учета и внутреннего аудита в сфере финансовой отчетности российских кредитных организаций. С этой целью Банк России сформировал специальную рабочую группу, в состав которой вошли специалисты по бухгалтерскому учету, аудиту и налогообложению, а также представители Минфина России и МНС России. На основе рекомендаций этой специальной рабочей группы:
- - утверждено техническое задание, содержащее подробное описание общих и конкретных целей перехода на международные стандарты, а также план реализации соответствующих мероприятий и механизмов контроля;
- - в четвертом квартале 1999 года с учетом результатов тщательного анализа МСФО и международных стандартов внутреннего аудита будет подготовлен для проведения консультаций с банками и аудиторами первый вариант пересмотренных правил бухгалтерского учета, образца финансового отчета и всеобъемлющего положения о внутреннем аудите;
- - к началу второго квартала 2000 года будет подготовлен второй вариант этих документов;
- - в четвертом квартале 2000 года будет завершена контрольная проверка новой системы бухгалтерского учета для всех банков по счетам по состоянию на 1 января 2000 года и составлен письменный отчет о результатах этой проверки;
- - во втором квартале 2000 года будет начата реализация программы подготовки кадров.