Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.01.2001 N КАС00-551. ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.10.2000 N ГКПИ00-1120, КОТОРЫМ БЫЛИ ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ, АКВАТОРИЕЙ И УЧАСТКАМИ МОРСКОГО ДНА, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.10.1992 N 828

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)





ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2001 г. N КАС 00-551

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В.,
Ермилова В.М.,
с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 января 2001 г. гражданское дело по жалобе акционерной нефтяной компании "Башнефть", Сагитовой З.Р., Исаевой Л.А. и Батраевой Л.Ф. на Постановление Правительства РФ от 28 октября 1992 года N 828 (в редакции Постановления от 22 августа 1998 г. N 1004) (в части) по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2000 года, которым жалоба заявителей удовлетворена.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Фирсовой Н.Г. и Делягиной Т.Л., поддержавших доводы жалобы, объяснения Сагитовой Э.Р., представлявшей также интересы других заявителей и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу Правительства РФ необоснованной, Кассационная коллегия
установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 28 октября 1992 г. было утверждено "Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", в редакции от 22 августа 1998 г. N 1004 (далее - Положение).
Абзацами 2 и 3 пункта 10 Положения предусмотрено, что регулярные платежи за право на добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно - географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктами 12 и 13 Положения в случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации.
При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Акционерная нефтяная компания "Башнефть", акционеры данной компании Сагитова З.Р., Исаева Л.А. и Батраева Л.Ф. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными вышеприведенных предписаний (за исключением первого предложения абз. 2 п. 10) Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на их незаконность.
Верховный Суд РФ удовлетворил заявленное требование, признав обжалованные указания Положения недействительными (незаконными).
В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая ошибочными выводы суда первой инстанции о незаконности оспоренного нормативного правового акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Признавая незаконными указанные выше предписания, содержащиеся в Положении, Верховный Суд РФ, тщательно проанализировав как действовавшее на день принятия Правительством РФ оспоренного нормативного правового акта, так и на день разрешения спора в суде законодательство, привел в своем решении конкретные нормы Конституции РФ и федерального закона, которым эти предписания акта не соответствуют, правомерно указав на отсутствие у Правительства РФ полномочий на издание такого нормативного акта в оспоренной его части.
Так, согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно сослался в своем решении на то, что принципы налогообложения и сборов определены Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Налоговым кодексом РФ.











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)