ПИСЬМО МИНФИНА РФ ОТ 29.01.2009 N 07-02-18/01. РЕКОМЕНДАЦИИ АУДИТОРСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ АУДИТОРАМ, АУДИТОРАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 2008 ГОД. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо Минфина РФ от 29.01.2009 N 07-02-18/01. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
При планирований аудита аудитор должен проанализировать, существуют ли какие-либо события или условия, которые обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. В ходе аудита аудитор должен внимательно следить за тем, имеются ли доказательства существования факторов, которые обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. Среди таких факторов - убытки на протяжении ряда лет, отрицательная величина оборотного капитала, существенные непогашенные долги, падающий объем или отсутствие перспектив наращивания объема продаж товаров, продукции, работ, услуг и др.
В случае выявления указанных факторов аудитор должен выполнить дополнительные аудиторские процедуры, предусмотренные ФПСАД N 11.
Аудиторское заключение
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
До утверждения уполномоченным федеральным органом соответствующих федеральных стандартов аудиторской деятельности обязательными для аудиторских организаций, аудиторов являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696. В частности, ФПСАД N 6, которое применяется с учетом положений Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ.
Исходя из этого вводная часть, часть, описывающая объем аудита, и часть, содержащая мнение аудитора, в аудиторском заключении с выражением безоговорочно положительного мнения могут быть оформлены следующим образом:
"Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности организации "YYY" за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно. Бухгалтерская отчетность организации "YYY" состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, пояснительной записки.
Ответственность за подготовку и представление этой бухгалтерской отчетности несет исполнительный орган организации "YYY". Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности на основе проведенного аудита.
Мы провели аудит в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
По нашему мнению, бухгалтерская отчетность организации "YYY" отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2008 г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2008 г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки бухгалтерской отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки бухгалтерской отчетности).".
Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности
При проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы составления бухгалтерской отчетности:
- выполнение требования осмотрительности;
- последующая оценка финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
- начисление амортизационных отчислений по реконструируемым объектам основных средств;
- определение величины отложенных налоговых активов и обязательств при изменении ставки налога на прибыль;
- раскрытие информации о выданных поручительствах и других видах обеспечений;
- раскрытие информации о связанных сторонах;
- раскрытие информации о событиях после отчетной даты;
- обоснованность отступлений от правил бухгалтерского учета;
- составление консолидированной (сводной) финансовой отчетности.
Выполнение требования осмотрительности
В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика аудируемого лица должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
Согласно ФПСАД N 6 в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе, при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учетной политики.
Страницы: 4 из 5 <-- предыдущая cодержание следующая -->