Официальные документы

ИНЫЕ РЫНКИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И СОСТАВ КЛИЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 (ред. от 29.08.2003). Об утверждении Методических рекомендаций (вместе с ''Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг''))

Акцизы




- адекватность информации (степень информационной доступности; источники информации).
2.4.2. К потенциальным конкурентам могут быть отнесены:
- финансовые организации, действующие в рассматриваемых географических границах рынка финансовых услуг, не имеющие соответствующей лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, но имеющие равную конкурентную возможность получить такую лицензию;
- организации, действующие на товарном рынке и имеющие возможность на основании закона получить лицензию на осуществление деятельности на финансовых рынках;
- финансовые организации, действующие вне рассматриваемых географических границ рынка финансовых услуг, имеющие соответствующие лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг и намеревающиеся войти на данный рынок финансовых услуг.
2.4.3. Анализ рынка финансовых услуг включает анализ барьеров входа на финансовый рынок потенциальных конкурентов, которые могут быть обусловлены в том числе:
- структурными особенностями данного рынка (стартовые и текущие затраты, объем спроса, развитость рынка, тип конкуренции);
- действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования (лицензирование, налогообложение и др.);
- соглашениями и действиями со стороны уже действующих на рынке организаций.
2.4.4. Барьеры, обусловленные структурными особенностями финансового рынка и действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования:
- ограничение емкости регионального рынка - высокая степень удовлетворения спроса, отражающая как высокую насыщенность рынка, так и низкую платежеспособность потребителя, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает этот рынок малопривлекательным для новых финансовых организаций;
- высокий уровень первоначальных затрат - одно из решающих ограничений возможности входа на рынок;
- превосходство в уровне затрат - затраты на осуществление финансовых услуг уже действующих финансовых организаций ниже, чем у вновь входящих на рынок финансовых организаций, вследствие:
- неравенства стартовых условий на рынке;
- технологического превосходства действующих на рынке финансовых организаций перед потенциальными конкурентами;
- затрат на рекламу и развитие филиальной сети;
- эффект масштаба - если максимально эффективный масштаб деятельности на данном рынке высок, то вновь входящие на рынок финансовые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке финансовые организации, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными;
- вертикальная и горизонтальная интеграция действующих на рынке финансовых организаций. Финансовые организации, интегрированные в вертикальные или горизонтальные структуры, пользуются всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам;
- экономические и организационные ограничения - инвестиционная, кредитная, налоговая <*>, ценовая, таможенная политика государства;
- --------------------------------
<*> Правила налогообложения влияют на сравнительную эффективность различных финансовых услуг для потребителя (клиента), воздействуя тем самым на мнение потребителя на сравнительные преимущества различных финансовых организаций.

административные ограничения - лицензирование финансовых организаций, усложненный порядок регистрации и прочее, в том числе:
- лицензионные барьеры - ограничения и правила, устанавливаемые органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, Центральным банком Российской Федерации на основании закона <*>;
- --------------------------------
<*> По сравнению с товарными рынками регулирующие органы оказывают существенное воздействие на спрос и на количество конкурентов на финансовых рынках. Лицензионные требования к финансовым организациям задают высоту барьеров входа на финансовые рынки, влияя тем самым на уровень концентрации и состав участников рынка.

административные барьеры, не основанные на требовании федерального законодательства, - ограничение доступа на рынок за счет установления необоснованных критериев членства в ассоциациях (объединениях) или инфраструктурных институтах рынка и/или необоснованных требований к лицензированию, иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка <*>, в том числе административные ограничения, установленные органами управления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
--------------------------------
<*> Например, установление стандартов профессиональной деятельности, малоприемлемых для мелких и средних участников рынка, так как следование им вызывает высокие удельные затраты для организаций с относительно небольшим объемом предоставляемых финансовых услуг.

2.4.5. Барьеры, обусловленные деятельностью действующих на рынке финансовых организаций по предотвращению внедрения на него новых конкурентов, в том числе:
- меры, предпринимаемые действующей на рынке финансовой организацией в ответ на появление нового конкурента, например изменения в политике процентных ставок;


Страницы: 7 из 13  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->