РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ
(Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 (ред. от 29.08.2003). Об утверждении Методических рекомендаций (вместе с ''Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг''))Акцизы
2.1.5. В целях уточнения определенных продуктовых границ рынка финансовых услуг возможно проведение опроса (выборочного и (или) сплошного) клиентов и конкурентов финансовых организаций, а также привлечение независимых экспертов. Однако, учитывая, что данные опроса могут отражать многообразие субъективных требований клиентов и конкурентов к финансовой услуге и привести к чрезмерной сегментации финансовой услуги, окончательное решение о продуктовых границах рынка финансовых услуг (степень сегментации и агрегации) остается за специалистом антимонопольного органа, проводящим анализ рынка. Данные опроса следует связывать с наиболее общими характеристиками финансовой услуги, а также учитывать общие принципы организации деятельности финансовой организации.
2.1.6. Рынок финансовых услуг, как правило, подразделяется в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации на рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и рынок иных финансовых услуг (в том числе: рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынок лизинговых услуг и т.д.).
Финансовые организации вправе действовать одновременно на всех либо нескольких финансовых рынках в зависимости от наличия (отсутствия) законодательных ограничений по совмещению видов деятельности и соответствующих законодательству лицензий. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг учитываются финансовые организации, осуществляющие операции на каждом из рынков финансовых услуг.
2.1.7. Рынок финансовых услуг, определенный в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации, последовательно сегментируется с целью характеристики распределения участников на рынке и, соответственно, оценки уровня концентрации на таких сегментах.
2.1.1.1. Рынок банковских услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении банковских операций и сделок.
2.1.1.2. К основным видам банковских услуг относятся предоставляемые кредитными организациями в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") услуги:
- по привлечению средств клиентов (до востребования и на определенный срок);
- по предоставлению ссуд и кредитов;
- по расчетно-кассовому обслуживанию;
- по валютному обслуживанию;
- по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
- по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов;
- по выдаче банковских гарантий;
- по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
2.1.1.3. К предоставляемым кредитными организациями услугам относятся также сделки по разрешенным видам деятельности (части 2 и 3 статьи 5 и статья 6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"):
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- лизинговые операции;
- предоставление ссуд под залог недвижимости;
- выпуск, покупка, продажа и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функцию платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета;
- доверительное управление ценными бумагами;
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и прочее.
Услуги кредитных организаций, связанные с осуществляемыми ими разрешенными видами деятельности, за исключением услуг, связанных с осуществлением банковских операций, следует относить к соответствующему рынку финансовых услуг в зависимости от характера такой услуги <*>.
--------------------------------
<*> Например, брокерские операции кредитной организации на рынке ценных бумаг должны быть отнесены к услугам на рынке ценных бумаг.
2.1.1.4. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке банковских услуг следует проводить следующую сегментацию рынка.
Привлечение средств клиентов (до востребования и на определенный срок) (рынок депозитов). В зависимости от целей исследования рынок депозитов сегментируется:
- по группам клиентов - физическим и юридическим лицам (пример учета балансовых счетов при анализе рынка депозитов - Приложение 1).
В отдельных случаях в качестве сегмента рынка депозитов, имеющего высокие барьеры входа, возможно выделение по другим группам клиентов. Например, если законом или иными нормативными актами установлены льготы либо особенности учета по операциям по привлечению денежных средств отдельной группы клиентов.
- по срокам депозита:
- до востребования;
- до года (включая на срок до 30 дней, на срок от 31 до 90 дней, на срок от 91 до 180 дней, на срок от 181 дня до 1 года);
- на срок от 1 года до 3 лет;
- на срок свыше 3 лет.
В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка депозитов.
Предоставление ссуд и кредитов (рынок кредитов). В зависимости от целей исследования рынок кредитов сегментируется:
- по группам заемщиков (пример учета балансовых счетов при анализе рынка кредитов - Приложение 2):
- физическим лицам;
- юридическим лицам, за исключением кредитных организаций;
- кредитным организациям;
- - по сумме ссуд и кредитов:
- до 3 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- от 3 тысяч до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- свыше 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- - по срокам предоставления ссуд и кредитов:
- до востребования;
Страницы: 3 из 13 <-- предыдущая cодержание следующая -->