Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

(Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 (ред. от 29.08.2003). Об утверждении Методических рекомендаций (вместе с ''Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг''))

Акцизы




1.5. Для оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг рекомендуется определять:
- продуктовые границы рынка финансовых услуг;
- географические границы рынка финансовых услуг;
- институциональную структуру рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций;
- качественные показатели конкурентной среды рынка финансовых услуг;
- емкость финансового рынка и доли финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
- показатели рыночной концентрации;
- рыночный потенциал финансовой организации.
В каждом конкретном случае указанная выше процедура оценки состояния конкурентной среды может осуществляться в различном объеме и последовательности в зависимости от особенностей финансового рынка, целей анализа; возможен также пропуск отдельных этапов (если определены продуктовые и географические границы рынка финансовых услуг). После прохождения каждого этапа при необходимости осуществляется корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.
По результатам проведенного исследования делаются выводы о структуре рынка, о развитости или неразвитости конкуренции на рынке финансовых услуг, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.
1.6. При расчете показателей, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке финансовых услуг, должны использоваться данные, относящиеся к конкретному временному интервалу. Выбор временного интервала зависит от целей исследования, стабильности изучаемого рынка финансовых услуг, наличия исходных данных и других факторов.
При изучении рынка финансовых услуг в связи с нарушением законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг его характеристики рекомендуется определять за период, предшествующий событию (факту), изложенному в заявлении, либо дате получения заявления о таком нарушении. В качестве отрезка времени, для которого определяются характеристики рынка финансовых услуг, может быть рекомендован годовой период. Возможен выбор иных временных интервалов.
Все характеристики рынка финансовых услуг по факту определяются для одного временного интервала. Точно так же при изучении перспектив развития рынка финансовых услуг все характеристики определяются для одного будущего временного интервала.

2. Определение основных характеристик
рынка финансовых услуг
2.1. Продуктовые границы рынка финансовых услуг

2.1.1. Определение продуктовых границ рынка финансовых услуг представляет собой процедуру определения финансовой услуги исходя из видов деятельности финансовой организации и (или) финансовых услуг, рассматриваемых в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров.
2.1.2. При определении финансовой услуги первоначально устанавливается ее принадлежность к группам в зависимости от видов деятельности финансовых организаций, в том числе лицензируемых, с использованием классификаторов видов экономической деятельности и услуг, правил лицензирования, статистической отчетности, материалов опросов потребителей, данных экспертиз, других источников.
2.1.3. Финансовые услуги могут рассматриваться в совокупности в случае их единства по функциональному назначению, применению, цене и (или) другим параметрам.
2.1.4. Границы продуктового рынка финансовых услуг определяются исходя из видов деятельности финансовых организаций на основе изучения рынка со стороны спроса (клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг) и со стороны предложения (финансовых организаций-конкурентов).
Изучение рынка со стороны спроса включает определение групп клиентов конкретной финансовой организации - потребителей финансовой услуги. Группировку потребителей следует производить в зависимости от экономических возможностей потребителей: юридические лица - нефинансовые организации, финансовые организации, физические лица, малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и т.д.
Изучение рынка со стороны предложения включает определение конкурентов - финансовых организаций, предоставляющих услуги в продуктовых границах рынка.
Если в задачу исследования входит определение перспектив развития рынка финансовых услуг, тогда следует учитывать и потенциальных конкурентов из числа организаций, не участвующих в выделенных продуктовых границах рынка (не предоставляющих финансовую услугу), но в потенциале способных к эффективному вхождению на данный продуктовый рынок финансовой услуги.


Страницы: 2 из 13  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->