Официальные документы

ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ДЕЛУ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА А.А. ШИЛОВА НА НАРУШЕНИЕ. 40 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАСИТ, ЧТО ОБРАЩЕНИЯ, ПОСТУПАЮЩИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ.. 40 ЗАКОНА О КС ДАЕТ ПРАВО СЕКРЕТАРИАТУ КС РАССМАТРИВАТЬ ОБРАЩЕНИЯ В КС В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СЕКРЕТАРИАТ НЕ НАДЕЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ РЕШАТЬ: ПРИЕМЛЕМА ИЛИ НЕ ПРИЕМЛЕМА ЖАЛОБА ИЛИ ЗАПРОС.

(Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 N 904-О-О. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шилова Алексея Андреевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 20 и подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)




Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П и от 28 марта 2000 года N 5-П).
Решая задачи по стимулированию граждан к улучшению своих жилищных условий, федеральный законодатель вместе с тем предусмотрел случаи, когда право на имущественный налоговый вычет не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также случаи, когда сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом целевой направленности оспариваемых норм, рассматриваемых с точки зрения приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, само по себе установление в них исключений из правил предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц не свидетельствует о нарушении конституционных прав и свобод заявителя. Реализация же заявителем преимущественного права покупки, предусмотренного статьей 250 ГК Российской Федерации, не является показателем того, что его права могли быть нарушены применением оспариваемых положений Налогового кодекса Российской Федерации в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шилова Алексея Андреевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ДЕЛУ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА А.А. ШИЛОВА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 20
И ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 220 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 40 Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гласит, что обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
В случаях, если обращение:
1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом,
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
В том случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
Статья 40 Закона о КС дает право Секретариату КС рассматривать обращения в КС в предварительном порядке, что означает, что Секретариат не наделен самостоятельным правом решать: приемлема или не приемлема жалоба или запрос.
Секретариат КС выступает лишь в качестве предварительного фильтра, предназначенного для выявления соответствия поступающих в суд обращений требованиям ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Если поступившие в КС обращения не являются запросами, ходатайствами или жалобами либо формально являются таковыми, но по существу не являются в силу четырех оснований, перечисленных в пунктах 1 - 4 части второй статьи 40 Закона о КС, Секретариат уведомляет заявителя о дефектах обращений.
Первое из таких оснований - явная неподведомственность обращения Конституционному Суду Российской Федерации. Это такое обращение, в котором ставятся вопросы, решение которых явно относится к компетенции других органов. Например, пересмотр или отмена приговора или решения суда по гражданскому делу, истребование документов, отмена решений должностных лиц, наказание должностных лиц, проведение расследования, обеспечение исполнения судебных решений, дача разъяснений по законам и судебным решениям и многое другое.


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->