Официальные документы

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 31.05.1994 N С1-7/ОП-370. ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, КАСАЮЩИХСЯ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Разделы:
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог





ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-370

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет для использования в работе обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Приложение
к письму Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-370
ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ,
КАСАЮЩИХСЯ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", применяется только к налогоплательщикам.

В связи с выявлением нарушения порядка перечисления в бюджет подоходного налога с работников предприятия налоговая инспекция применила к соответствующему предприятию ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Предприятие не согласилось с таким решением и обратилось в арбитражный суд с иском о возврате списанных сумм финансовых санкций.
При рассмотрении данного дела арбитражный суд исходил из следующего.
Статья 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства. Под налогоплательщиком понимается лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог. Плательщиками подоходного налога являются физические лица (статья 1 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц").
Предприятие же выступало в данном случае не в качестве налогоплательщика, а как лицо, которое в силу установленного законом порядка обязано удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых физическим лицам.
За нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налога с доходов физических лиц установлена специальная ответственность (статья 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"). Однако при применении данной ответственности необходимо иметь в виду, что соответствующая норма была включена в эту статью Законом Российской Федерации от 22.12.92 и введена в действие с 01.01.93.
Учитывая, что по упомянутому выше делу нарушение было допущено истцом в 1992 году, арбитражный суд удовлетворил требования истца в полном объеме.

2. Основанием для применения ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", является сокрытие (занижение) прибыли либо сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, а не неправильное исчисление суммы налога.

Предприятие, в числе работников которого были пенсионеры, при расчете налога на прибыль применяло льготную ставку на основании пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Закона от 16.07.92). При проверке данного предприятия налоговой инспекцией было установлено, что оснований для использования соответствующей льготы у предприятия не имелось, поскольку число работающих на нем пенсионеров составляло менее 70 процентов от общего числа работников. Таким образом, данное предприятие должно было уплачивать налог на прибыль по полной ставке.

В связи с указанным нарушением налогового законодательства к предприятию были применены финансовые санкции, установленные подпунктами "а" и "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При рассмотрении иска предприятия о возврате суммы финансовых санкций арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы.
По смыслу этой нормы основанием для применения ответственности является сокрытие (занижение) прибыли либо сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, а не неправильное исчисление суммы налога в связи с необоснованным применением пониженной ставки данного налога.
В указанном случае нарушений в исчислении суммы налогооблагаемой прибыли (объекта налогообложения) налоговая инспекция не выявила. Следовательно, оснований для применения ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не имелось.









Страницы: 1 из 3
  1 2 3




© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)