Официальные документы

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 31.05.1994 N С1-7/ОП-370. ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, КАСАЮЩИХСЯ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Письмо ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-370. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Законов от 16.07.92 и от 22.12.92) обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
По общему правилу привлечение лица к ответственности не освобождает его от исполнения обязанностей, предусмотренных законом.
Однако в данном случае следует обратить внимание на особую конструкцию ответственности, установленной пунктом 1 статьи 13 названного выше Закона: финансовые санкции, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 указанной статьи, включают в себя сумму недоимки и штраф в размере той же суммы.
При таких условиях оснований для взыскания суммы недоимки сверх финансовых санкций не имеется.
Исходя из этого арбитражный суд удовлетворил требования налогоплательщика.
Следует также учитывать, что на основании статьи 11 упомянутого выше Закона налогоплательщик обязан вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленной проверками налоговых органов. Поэтому сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за отчетный период, в котором закончилась проверка, определяется с учетом суммы налога с сокрытого или заниженного объекта налогообложения, взысканной налоговым органом по результатам проверки.

6. В случае неперечисления в бюджет авансовых взносов по налогам с налогоплательщика взыскивается пеня, установленная подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Налоговая инспекция, установив, что предприятие, имея в отчетном периоде прибыль, не перечисляло в бюджет авансовые взносы по налогу на прибыль, взыскала с данного предприятия пеню за нарушение сроков перечисления указанных платежей и штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм за несвоевременное представление в налоговый орган справок об авансовых платежах в бюджет.
В другом случае такая ответственность была применена к предприятию за нарушение порядка перечисления в бюджет авансовых взносов по налогу на добавленную стоимость.
При разрешении споров этих предприятий с налоговыми инспекциями у арбитражных судов возник вопрос о правомерности применения в описанных ситуациях подобной ответственности.
При решении данного вопроса необходимо учитывать следующее.
Обязанность предприятий и организаций уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль установлена статьей 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". По налогу на добавленную стоимость такая обязанность на основании пункта 4 статьи 8 и пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" установлена в Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.92 N 1, принятой по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации.
В соответствии с названными актами при наличии определенных условий уплата в установленные сроки авансовых взносов по этим налогам является обязательной.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" основанием для применения пени как вида ответственности за нарушение налогового законодательства является задержка уплаты налога.
Авансовые взносы можно рассматривать как предусмотренный законом способ внесения в бюджет определенных видов налогов, обеспечивающий их равномерное поступление в течение отчетного периода. Поэтому авансовые взносы по налогам подпадают под действие упомянутой выше нормы, устанавливающей ответственность за просрочку внесения в бюджет налога.
Однако предусмотренный подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 названного выше Закона штраф за несвоевременное представление в налоговый орган справок об авансовых платежах в бюджет в данном случае не может взыскиваться, поскольку такие справки не относятся к документам, необходимым для исчисления и уплаты налога.
Учитывая изложенное, арбитражные суды удовлетворили требования предприятий о возврате из бюджета сумм штрафов и отказали в исках в части возврата сумм пени.

Отдел анализа и обобщения
судебно - арбитражной практики


Страницы: 3 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->