Официальные документы

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 31.05.1994 N С1-7/ОП-370. ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, КАСАЮЩИХСЯ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Письмо ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-370. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Вместе с тем пеня за просрочку уплаты налога, установленная подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 названного Закона, начислена налоговой инспекцией на сумму недоплаты правомерно, поскольку данный вид ответственности применяется за сам факт невнесения в срок налога в установленном размере независимо от причин недоплаты.
Учитывая это, арбитражный суд удовлетворил требования истца частично, отказав в возврате из бюджета суммы пени.

3. Повторным признается аналогичное нарушение налогового законодательства, совершенное одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое правонарушение.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с налогоплательщика, повторно нарушившего налоговое законодательство, предусмотренный данным подпунктом штраф взыскивается в двукратном размере.
В ходе проверки одного из предприятий налоговая инспекция, выявив занижение прибыли за 1992 год, взыскала с предприятия помимо суммы заниженной прибыли штраф в двукратном размере этой суммы как за повторное нарушение, поскольку к данному предприятию в начале 1992 года применялись финансовые санкции в связи с занижением прибыли в 1991 году.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения (акта) налоговой инспекции недействительным в части взыскания штрафа в двукратном размере, мотивируя это тем, что в налоговом законодательстве понятие повторности нарушения не определено.
При разрешении данного спора арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с частью третьей статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения, а при отсутствии такого законодательства исходит из общих начал и смысла закона.

Ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по своей правовой природе сходна с административной ответственностью. Согласно нормам, регулирующим порядок наложения административных взысканий за нарушения налогового законодательства, повторным признается нарушение, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (пункт 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР").
В указанном случае предприятие допустило второе нарушение налогового законодательства в течение года с момента принятия решения о применении финансовых санкций за аналогичное нарушение (оба раза занижен налог на прибыль в связи с занижением суммы прибыли).
Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.

4. Пеня за просрочку уплаты обязательных платежей в бюджет начисляется только на сумму недоимки.

Предприятие обратилось к налоговой инспекции с иском о возврате из бюджета пени, начисленной на сумму заниженной предприятием прибыли.
При рассмотрении данного дела арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Закона от 22.12.92) налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность в виде взыскания пени в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 процента (до 01.01.93 - 0,2 процента) неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного законодательством срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.
Поскольку в данной норме речь идет только о неуплаченных суммах налогов (т.е. недоимках), начисление налоговой инспекцией пени на иные суммы, подлежащие взысканию с нарушителя, в том числе на сумму заниженной прибыли, является неправомерным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд удовлетворил требования истца о возврате из бюджета той части списанных с предприятия по результатам проверки сумм, которая составляла пеню, начисленную на сумму заниженной прибыли.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 размер пени, начисляемой на основании статей 13 и 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", увеличен до 0,7 процента за каждый день просрочки платежа.

5. При разрешении споров налогоплательщиков с налоговыми органами необходимо учитывать, что сумма недоимки по налогу взыскивается с налогоплательщика в составе финансовых санкций.

По результатам проверки налоговая инспекция взыскала с предприятия в бесспорном порядке помимо финансовых санкций, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и сумму налога, которая должна была быть уплачена за сокрытый объект налогообложения (т.е. недоимку). Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о возврате суммы недоимки, считая, что недоимка уплачена им в составе финансовых санкций.
При оценке указанных доводов арбитражным судам необходимо иметь в виду следующее.


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->