Официальные документы

7 ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ УСТАНАВЛИВАЕТ ЗАПРЕТЫ НА ПРИНЯТИЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ.

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства)

Акцизы




Арбитражный суд требование удовлетворил, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции основанием для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства являются заявления заинтересованных организаций. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено решение только в отношении фактов, указанных в заявлении.
Апелляционная инстанция решение отменила и в удовлетворении требования отказала на том основании, что антимонопольный орган в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции. Антимонопольный орган вправе рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства и по собственной инициативе. При этом он не связан фактами, изложенными заинтересованным лицом в заявлении, и обязан сам собирать доказательства. Перечисление прибыли, неосновательно полученной хозяйствующим субъектом, производится не в пользу контрагента, а в федеральный бюджет (статья 12 Закона).
Из указанных положений вытекает право антимонопольного органа принять меры в отношении всех нарушений антимонопольного законодательства, выявленных при проверке заявления конкретного потребителя.
В рассматриваемых случаях перечислению в бюджет подлежит сумма прибыли, полученная с момента введения в действие 30.05.95 Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предусматривающего возможность применения этой меры ответственности независимо от времени выявления нарушения антимонопольным органом.
18. Орган местного самоуправления не вправе совмещать функции управления с функциями хозяйствующего субъекта.
Антимонопольный орган вынес предписание в адрес главы администрации муниципального образования о приведении в соответствие с требованиями пункта 2 статьи 7 Закона о конкуренции Положения о департаменте градостроительства, согласно которому департамент совмещал функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта.
Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным.
В обоснование заявленного требования администрация ссылалась на статьи 1 и 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и являются юридическими лицами. Поэтому администрация полагала, что департамент градостроительства в силу статьи 49 ГК РФ пользуется общей правоспособностью.
Арбитражный суд отказал администрации в удовлетворении требований. При этом он обоснованно исходил из пункта 2 статьи 7 Закона о конкуренции, согласно которому запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Арбитражный суд правомерно применил указанную норму Закона. Из пункта 1 Положения о департаменте градостроительства усматривалось, что департамент является подразделением городской администрации с исполнительно - распорядительными функциями и одновременно осуществляет проектные работы на коммерческой основе как хозяйствующий субъект.
Согласно пункту 3 статьи 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Законами, определяющими особенности правового положения муниципальных учреждений, к которым относится департамент, являются Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон о конкуренции, запрещающий совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта.
19. Антимонопольному контролю подлежат акты органов исполнительной власти и местного самоуправления, влияющие на конкуренцию на товарных рынках.
Антимонопольный орган предписал транспортной инспекции прекратить лицензирование служебных перевозок юридических лиц собственным автотранспортом, ссылаясь на запрет ограничивать самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемлять их интересы, установленный для органов исполнительной власти статьей 7 Закона о конкуренции.
Транспортная инспекция обратилась в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным, поскольку служебные перевозки товарного характера не имеют и к сфере деятельности антимонопольного органа не относятся.
Суд заявленное требование удовлетворил, исходя из следующего.
Согласно статье 2 Закона о конкуренции он распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках.
Статья 7 Закона о конкуренции устанавливает запреты на принятие органами исполнительной власти и местного самоуправления актов, направленных на ограничение конкуренции.
К товарам по статье 4 Закона о конкуренции отнесены продукты деятельности (включая работы, услуги), предназначенные для продажи или обмена.


Страницы: 7 из 8  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->