ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВ
(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год (утв. Банком России) (вместе с ''Мерами по реструктуризации банковской системы Российской Федерации'', одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998, Президиумом Правительства РФ 21.11.1998))Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
- - проведение переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы;
- - проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев;
- - разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России векселей предприятий реального сектора экономики;
- - усиление банковского надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам. Важнейшим условием достижения целей реструктуризации является совершенствование законодательства. Банк России совместно с Правительством России будет обращаться в Государственную Думу с предложениями о внесении соответствующих поправок и дополнений в действующие законы, о разработке и принятии новых законодательных актов. Без обеспечения надлежащей законодательной базы предпринимаемые действия по реструктуризации банковской системы могут оказаться неэффективными.
В целях определения перспектив реструктуризации банков, действующих на территории Российской Федерации, Банк России осуществил оценку всей бухгалтерской отчетности, счетов прибылей и убытков, произвел расчет капитала, исходя из международных стандартов, проанализировал состояние ликвидности на 1 октября 1998 г.
По результатам анализа проведен предварительный расчет затрат на реструктуризацию банковской системы и выработан подход к реструктуризации банков, отнесенных к одной из следующих групп:
- 1 группа: стабильно работающие банки, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и самостоятельно решать свои текущие проблемы;
- 2 группа: региональные банки, которые должны стать "опорными" в будущей региональной банковской системе России;
- 3 группа: отдельные крупные банки, не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, нецелесообразно закрывать по причине слишком высоких социальных и экономических издержек;
- 4 группа: банки, испытывающие существенный дефицит ликвидности или собственных средств (капитала).
Для каждой группы банков предлагается своя стратегия поведения, подходы к участию государства в их поддержке.
Перспективы деятельности на рынке каждого конкретного банка будут рассматриваться Банком России самостоятельно, вне зависимости от того, к какой группе отнесен банк.
К первой группе относятся все финансово стабильные банки, кроме финансово стабильных банков, отнесенных ко второй группе.
К этой группе могут быть отнесены также те банки, которые испытывают определенные трудности с капиталом и ликвидностью, обусловленные финансовым кризисом, если они приняли и выполняют планы финансового оздоровления, содержащие меры, направленные на восстановление нормальной банковской деятельности. Банкам, принявшим планы финансового оздоровления, могут быть предписаны временные ограничения на проведение отдельных видов банковских операций. Планы финансового оздоровления банков первой группы могут предусматривать их рекапитализацию за счет дополнительных средств своих акционеров (участников) и за счет привлечения новых инвестиций в капитал, в том числе за счет капитализации долгов.
Банкам первой группы может быть оказана временная поддержка ликвидностью со стороны Банка России по установленным им правилам.
Во вторую группу могут быть включены только банки, имеющие высокое экономическое и социальное значение для региона (субъекта Федерации).
Банки второй группы будут определяться Банком России по итогам отбора, включающего анализ всех сторон их деятельности и проведение консультаций с органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также при согласии самих банков.
Этим банкам в соответствующих случаях будут предписаны специальные планы укрепления финансового положения, предполагающие уточнение (снижение) стоимости активов до их реальной оценки, списание накопленных убытков за счет снижения капитала, возможная реструктуризация активов и обязательств. После этого банкам может быть оказана поддержка путем участия, в том числе косвенного, Банка России в увеличении капитала, путем управления акциями банков, привлечения новых, в том числе иностранных, инвесторов, а также путем предоставления кредитов, назначения профессиональных и ответственных менеджеров.
Акционерам банков второй группы будет предложено вносить дополнительные средства в капитал как условие участия Банка России в капитале этого банка.
Банки второй группы составят основу будущей региональной банковской системы России. Этим банкам предстоит наращивать объем предоставляемых банковских услуг, в основном в области кредитования промышленности, торговли, малого бизнеса в соответствующих регионах.
Страницы: 35 из 38 <-- предыдущая cодержание следующая -->