Официальные документы

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА ОРГАНИЗОВАННЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ. УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год (утв. Банком России) (вместе с ''Мерами по реструктуризации банковской системы Российской Федерации'', одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998, Президиумом Правительства РФ 21.11.1998))

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




Денежно - кредитная политика, формируемая в условиях двухуровневой банковской системы, представляет собой совокупность целей и действий по защите национальной денежной единицы, которые ставит перед собой и проводит Центральный банк, используя специальные инструменты воздействия на политику коммерческих банков. Сам принцип двухуровневой банковской системы предполагает взаимодействие Центрального банка только с коммерческими банками и не допускает его непосредственного вмешательства в деятельность нефинансового сектора. При слабой институциональной основе экономики, выражающейся в отсутствии необходимого законодательного обеспечения, механизма эффективного контроля за соблюдением законов и контрактов, специальных организационных структур, инструментов осуществления платежей, а также надежных инструментов сбережений, результативность действий в области денежно - кредитной политики может быть ограниченной.
В связи с этим Банк России считает необходимым развивать институциональные реформы, совместно с органами законодательной и исполнительной власти разработать в этой области программу и начать ее реализацию уже в 1999 году. Ключевыми направлениями такой программы должно стать создание механизмов, позволяющих активизировать совокупный спрос в экономике и нормализовать денежные потоки, применение инструментов сбережений, являющихся здоровой основой финансирования экономического роста.

Стимулирование экономической активности

Сложившаяся после крупномасштабной девальвации рубля экономическая ситуация в стране характеризуется резким сокращением совокупного спроса. Всемерное поощрение экономической активности должно стать задачей экономической политики. Ключевыми вопросами работы в этом направлении должны быть стимулирование экспорта на основе его диверсификации и развитие импортозамещающих производств, в том числе с привлечением иностранных производительных инвестиций.
В условиях недостаточной эффективности действующей банковской системы в направлении кредитных ресурсов в жизненно важные отрасли экономики целесообразно рассмотреть вопрос о расширении участия государства в капиталах отдельных банков в целях расширения их работы с реальным сектором экономики.
Создание условий для занятости населения

Денежно - кредитная политика Банка России в 1999 году будет способствовать созданию условий для роста занятости населения. Банк России отказался от задачи достижения предельно низкой инфляции как единственной цели денежной политики. Банк России при этом отмечает, что задача обеспечения стабильности цен не отвергается, так как высокая инфляция наносит ущерб экономике и обществу. Цели, закладываемые в программу денежной политики на 1999 год, позволяют решать задачи снижения инфляции и инфляционных ожиданий без повышения открытой и скрытой безработицы.
В целях поддержки эффективной занятости и стимулирования малого предпринимательства Банк России предлагает ускорить формирование законодательной базы для развития кредитных союзов.
Стимулирование роста
организованных сбережений

Оживление экономической активности в решающей степени зависит от здорового финансирования экономики. Это подразумевает рост рублевых сбережений населения в организованной форме, что позволит увеличить рублевую денежную массу, платить зарплату, сократить неплатежи, осуществлять инвестиции в целях будущего процветания страны. Для этого нужно завоевать доверие населения, создать высоконадежные, гарантированные и удобные средства сбережения в рублях, рыночными методами обеспечить повышение склонности населения к организованным сбережениям.
В сложившейся крайне сложной ситуации Банк России в указанных целях считает необходимым принять меры по:
- - восстановлению доверия граждан к банковской системе, по ее оздоровлению и обеспечению долговременного стабильного функционирования;
- - ускорению принятия закона о гарантировании вкладов в банках;
- - развитию надежных, понятных и эффективно защищающих интересы инвесторов (населения) инструментов сбережений, возможно, включая развитие индексированных инструментов. В условиях стабильного дохода по гарантированным и индексированным вкладам накопление наличной валюты может потерять смысл.
Улучшение состояния платежного баланса

Удовлетворительное состояние платежного баланса предполагает не только наличие положительного сальдо торгового баланса, но и прежде всего хорошее состояние счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Первоочередной задачей является развитие экспорта, а также импортозамещающих производств. Однако с точки зрения макроэкономических взаимосвязей движение финансового счета является не менее важным фактором. В связи с этим требуется улучшение международной инвестиционной позиции банковской системы страны, которая должна быть сбалансированной. В настоящее время обязательства перед нерезидентами превышают иностранные активы банков. Данная ситуация сложилась в результате того, что пассивы банковского сектора в 1997 году увеличились почти на 8,7 млрд. долларов и способствовали положительному сальдо финансового счета в 1997 году. Вместе с тем это привело к значительным трудностям банковского сектора в 1998 году и вызвало необходимость проведения в 1999 году работы по улучшению инвестиционной позиции банковской системы страны.
Важной является задача формирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Большое значение имеют и формы, и качество инвестиций. Россия прежде всего заинтересована в притоке производительных прямых инвестиций. Ранее значительный приток иностранных инвестиций приходился на ГКО. Это, конечно, улучшило баланс движения капиталов и платежный баланс в целом, однако отрицательно сказалось на государственном долге, оказало негативное воздействие на другие сектора экономики и сделало структуру платежного баланса уязвимой в отношении движения краткосрочного капитала.


Страницы: 30 из 38  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->