Официальные документы

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год (утв. Банком России) (вместе с ''Мерами по реструктуризации банковской системы Российской Федерации'', одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998, Президиумом Правительства РФ 21.11.1998))

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




В середине августа отмечалось резкое сужение оборотов рынка МБК, которое поначалу не сопровождалось даже соответствующим ростом ставок. Последние не демонстрировали резких скачков, так как основной формой проявления кризиса стала приостановка операций. Обесценение вложений банков в гособлигации привело к росту опасений относительно способности банков погашать обязательства по межбанковским кредитам. Однако серьезного раскручивания цепочки межбанковских неплатежей, сопровождавшихся крахом отдельных банков, удалось избежать.
В течение последнего года ситуацию на рынке корпоративных акций можно охарактеризовать как постоянно ухудшающуюся: за период с ноября 1997 года по настоящее время на основных торговых площадках (РТС и ММВБ) наблюдалась устойчивая тенденция снижения курса акций и сокращения оборотов торгов.
Кризис на российском фондовом рынке, начавшийся осенью прошлого года, был спровоцирован ухудшением ситуации на финансовых рынках стран Юго - Восточной Азии. Это вызвано тем, что на российском рынке акций в основном работали иностранные инвесторы (по различным оценкам, доля средств нерезидентов на рынке в отдельные периоды доходила до 70 - 95%). В то же время на конъюнктуру рынка оказывали воздействие и другие факторы: падение мировых цен на продукцию российских предприятий - экспортеров, недостаточные юридические гарантии обеспечения прав акционеров, неразвитость инфраструктуры рынка.
После объявления решений Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 года резко изменились параметры всех секторов финансового рынка. Перед Банком России до конца 1998 года встала задача разработки механизма восстановления финансового рынка. В этих условиях Банк России предложил рынку собственные краткосрочные бескупонные облигации - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер - срок обращения составляет до 3 месяцев, максимальный объем эмиссии составляет 10 млрд. рублей.
В настоящее время рынок облигаций Банка России находится в стадии формирования. Интерес участников рынка к этим облигациям постепенно возрастает. К середине ноября были размещены 9 выпусков ОБР, в том числе 4 выпуска - на аукционах и 5 выпусков - на вторичных торгах. Погашено 5 выпусков, в обращении находятся 4 выпуска общим объемом около 2,4 млрд. рублей по номиналу. Ежедневный объем торгов этими облигациями составляет порядка 100 млн. рублей. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре - октябре составляла около 70% годовых, а к середине ноября снизилась до 35%. Дюрация портфеля не превышает 30 дней. В условиях продолжающегося отсутствия торгов по ГКО - ОФЗ и нерешенности вопросов по процедуре обмена реструктурируемых ГКО - ОФЗ, а также относительной стабилизации обменного курса рубля облигации Банка России являются одним из немногих ликвидных, надежных и сравнительно доходных инструментов на российском финансовом рынке.

II. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД
1. Задачи макроэкономической политики в 1999 году

Денежно - кредитная политика наряду с фискальной политикой является основным инструментом осуществления экономической политики государства.
В любом государстве главными стратегическими целями экономической политики должны быть повышение благосостояния населения (рост доходов) и обеспечение максимальной занятости. Имея в виду эту долгосрочную стратегию, российское государство в сложившихся условиях реально может поставить целями экономической политики на 1999 год максимальное ограничение спада ВВП и сдерживание инфляции. Эта задача предусмотрена мерами Правительства Российской Федерации и Банка России по стабилизации социально - экономического положения в стране.
Развитие российской экономики в 1999 году в значительной степени определяется последствиями экономического кризиса середины 1998 года, девальвации рубля и последовавшего за этим резкого всплеска потребительских цен. Несмотря на обострение негативных процессов в экономике, падение, по итогам 1998 года, не приобретет обвального характера, что не исключает возможности некоторого улучшения ситуации в 1999 году.
Основными задачами макроэкономической политики на 1999 год являются удержание инфляционных процессов на уровне, ограничивающем рост цен в пределах до 30%, а также ограничение спада в экономике в пределах 3%. С учетом складывающейся динамики цен производителей промышленной продукции и потребительских цен номинальное значение ВВП составит порядка 3800 - 4000 млрд. рублей. Выполнение намеченных задач будет способствовать поддержанию реальных располагаемых доходов населения на уровне 1998 года и ограничению роста численности безработных. Постановка таких целей макроэкономической политики может быть обоснована следующими ожидаемыми тенденциями.
Изменение условий внешней торговли, девальвация рубля и связанное с этим сокращение импорта создают предпосылки для улучшения условий производства и реализации продукции отечественными предприятиями. Однако этому процессу может препятствовать сокращение внутреннего спроса как со стороны сектора домашних хозяйств, так и со стороны органов государственного управления.
В 1999 году ожидается, что характерное для предшествующего года сильное снижение производительности труда (рассчитываемой как отношение ВВП в постоянных ценах к численности занятых в экономике) может быть приостановлено. Наряду с сокращением темпов падения фондоотдачи это будет способствовать ограничению падения производства.


Страницы: 23 из 38  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->