Официальные документы

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год (утв. Банком России) (вместе с ''Мерами по реструктуризации банковской системы Российской Федерации'', одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998, Президиумом Правительства РФ 21.11.1998))

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




Финансовый сектор экономики (банковская система и финансовые рынки) является той сферой, через которую осуществляется непосредственное проведение Банком России денежно - кредитной политики. В этой связи его состояние и степень развития способствуют повышению или, напротив, накладывают определенные ограничения на эффективность этой политики. Условия финансовых рынков служат важным сигналом для корректировки курса денежно - кредитной политики и текущего денежно - кредитного регулирования. Чем более проблемным является состояние банков, тем меньше возможностей у Банка России для точного достижения поставленных целей. Структура активов и обязательств банков, отражающая их деятельность по трансформации сбережений в инвестиции, определяет степень влияния денежно - кредитной политики Банка России на экономическую активность. В настоящее время это влияние невелико в связи с невысокой долей в активах банков вложений в реальный сектор.

Банковская система

Ситуация в банковской системе России до августа 1998 года определялась тенденциями, сложившимися в 1995 - 1997 годах. Банковская система была в значительной степени ориентирована по активам на развитие операций на финансовых рынках, прежде всего на рынке государственного долга, а по источникам привлеченных средств - на привлечение вкладов населения и ресурсов с международного рынка капиталов.
При этом с конца 1997 года банковская система стала испытывать негативное влияние кризиса на российском финансовом рынке из-за падения цен на государственные ценные бумаги.
Ограниченность сфер применения банковского капитала на отечественных рынках не позволила банкам своевременно изменить стратегию своего рыночного поведения в условиях нарастания кризисных явлений.
Доля кредитов хозяйству в течение 1998 года осталась на уровне 32 - 33% от банковских активов, государственных ценных бумаг (без учета Сбербанка России) - 7 - 10%. При этом российские банки к началу 1998 года накопили значительные обязательства перед банками - нерезидентами по кредитам в иностранной валюте (12,7% пассивов), которые сохранялись и в 1998 году. Обеспеченность данных кредитов залогом, как правило, российских государственных ценных бумаг усилила зависимость финансового положения банков от ситуации на рынке государственного долга.
В условиях ухудшения финансового состояния реального сектора экономики практически отсутствовала возможность расширения ресурсной базы банков за счет иных источников. Так, за период с января по август 1998 года средства, привлеченные от предприятий, организаций, населения, снизились на 7 млрд. рублей, а их доля в пассивах осталась практически неизменной - 32%.
Другой причиной повышенной зависимости банков от ситуации на финансовом рынке стало то, что банки, в основном крупные, взяли на себя хеджирование валютных рисков нерезидентов, вложивших средства в ГКО - ОФЗ, путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты. При этом обе стороны ориентировались на пределы колебаний валютного курса, определенные установленным Банком России валютным коридором. Общий объем обязательств российских банков (без Сбербанка России) на поставку иностранной валюты нерезидентам по состоянию на 01.08.98 составил 87,9 млрд. рублей, или 86% к их совокупному капиталу. В то же время крупные российские банки хеджировали свои валютные риски в средних и малых банках. Сложившаяся система хеджирования валютных рисков в условиях финансового кризиса поставила под угрозу стабильность всей банковской системы.
К середине 1998 года финансовое состояние банков все более дифференцировалось (с преобладанием негативных тенденций), даже в условиях относительной финансовой стабильности. Если на 01.01.98 доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных организаций составляла 66%, то на 01.08.98 она снизилась до 61,5%; доля проблемных банков, наоборот, увеличилась с 32,4 до 36,7%. При этом доля активов финансово стабильных банков в совокупных активах действующих кредитных организаций снизилась с 68,3% на 01.01.98 до 61,3% на 01.08.98.
Банковская система, ориентировавшаяся на стабильность валютного курса, активно работая на рынке государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, оказалась не в состоянии противостоять негативным воздействиям финансового кризиса. Операции, которые достаточно долгое время предопределяли относительно более благоприятные по сравнению с другими секторами российской экономики финансовые результаты деятельности банковской системы, оказали в период кризиса разрушительное воздействие на финансовое состояние значительной части банков, в первую очередь крупнейших. Одновременно кризис способствовал выявлению неверных управленческих решений, в существенной мере предопределивших высокий уровень рисков проводимых операций.
Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости российских банков. Реализация объявленной в августе схемы обмена ГКО - ОФЗ привела к фактическому замораживанию около 7% банковских активов (без учета Сбербанка России). При этом необходимо учитывать, что именно ГКО - ОФЗ использовались банками как основной инструмент регулирования текущей ликвидности и являлись важным источником их доходов. За август - сентябрь совокупный банковский капитал (без учета Сбербанка России) сократился на 38,4 млрд. рублей, или на 37,6%, включая убытки в сумме 31,4 млрд. рублей. Средства на расчетных, текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за этот же период сократились в рублях на 4,5 млрд. рублей, или на 6,9%, в валюте - на 1,1 млрд. долл., или на 13,6%.
Сужение ресурсной базы кредитных организаций привело к свертыванию программ кредитования реального сектора экономики. В августе - сентябре текущего года объем кредитов, предоставленных банками предприятиям и организациям, в рублях сократился на 15,5 млрд. рублей, или на 16,3%, в валюте - на 1,9 млрд. долл., или на 14,7%.


Страницы: 20 из 38  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->