Официальные документы

САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА И СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ. ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год (утв. Банком России) (вместе с ''Мерами по реструктуризации банковской системы Российской Федерации'', одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998, Президиумом Правительства РФ 21.11.1998))

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




Ожидалось, что приток валюты в страну по каналам государственного сектора сохранится на достаточно высоком уровне. Однако в первом полугодии 1998 года приток капитала в сектор государственного управления снизился до 9,4 млрд. долл. относительно 15,8 млрд. долл. в первом полугодии 1997 года, что в основном было обусловлено снижением инвестиций нерезидентов в государственные ценные бумаги и последующим их оттоком. По данным платежного баланса, за первое полугодие 1998 года приток зарубежных инвестиций в государственные ценные бумаги составил 2,8 млрд. долл., т.е. сократился относительно первого полугодия 1997 года на 6 млрд. долларов.
Ухудшение финансовой ситуации в России привело к снижению цен ранее выпущенных российских еврооблигаций, что затруднило их новое размещение. Еще более сложные проблемы с размещением еврооблигаций стали испытывать региональные власти.
Существенно сократилось поступление инвестиций в банковский сектор и прочие сектора российской экономики.
Вместе с тем Россия своевременно осуществляла платежи по кредитным соглашениям, заключенным собственно Российской Федерацией, и платежи по основному долгу и процентам.
В мае - июне 1998 года новая волна финансового кризиса в странах АТР дала толчок к негативным явлениям на российском фондовом рынке, возрос спрос нерезидентов на иностранную валюту, желающих в условиях кризиса перевести свои средства на наиболее стабильные рынки.

САЛЬДО ТОРГОВОГО БАЛАНСА И СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
В 1997 - 1998 ГГ.

Нестабильность на российском валютном рынке нарушила наметившуюся положительную тенденцию к снижению спроса на наличную иностранную валюту, вновь возросла ее привлекательность для российских экономических агентов и в том числе населения.
Вместе с тем эпицентр кризисной ситуации переместился в банковскую сферу, которая предъявила резко возросший спрос на иностранную валюту в связи с необходимостью расчетов по ранее привлеченным валютным кредитам.
Таким образом, спрос на иностранную валюту нерезидентов, желающих вывезти свои капиталы из страны, в июле - августе 1998 года был многократно усилен ростом спроса со стороны всех российских экономических агентов.
Отсутствие поступлений валюты по внешнеторговым каналам, снижение объемов внешнего финансирования, резко возросший спрос на иностранную валюту как со стороны нерезидентов, так и со стороны резидентов при значительных объемах внешней, в том числе негосударственной, задолженности привели к кризису платежного баланса.
В первом полугодии 1998 года, в условиях недостаточности внешнего финансирования, для удовлетворения возрастающего спроса со стороны всех секторов экономики на иностранную валюту Банк России был вынужден расходовать свои валютные резервы.
В условиях чрезмерного спроса на иностранную валюту Банк России не мог сохранять принятые границы валютного коридора и был вынужден изменить его параметры, а затем отказался от поддержки курса рубля. Одновременно был введен временный мораторий на исполнение обязательств банков по внешним долгам.
Вероятнее всего, в результате принятых мер ожидаемые на конец года объемы российского экспорта существенно не изменятся. Вместе с тем ослабление рубля обеспечит экспортерам компенсацию потерь, связанных с глобальным снижением цен на мировом рынке энергоносителей и ухудшением конъюнктуры на рынках неэнергетических товаров. На внешних рынках российские экспортеры получат определенные конкурентные преимущества, улучшится финансовое состояние предприятий, производство которых ориентировано на внешние рынки.
Изменение курсовой политики, а также снижение покупательной способности населения и промышленности приведут к сдерживанию темпов роста импорта. У российских товаропроизводителей, которые с трудом сохраняют свои позиции на внутреннем рынке, появятся определенные преимущества перед импортерами аналогичных товаров.
Последовавшее за изменением политики валютного курса удорожание доллара приведет к существенному снижению спроса на импортные услуги, в первую очередь услуги туризма, и следовательно, снижению дефицита баланса услуг.
В итоге к концу года можно ожидать активного сальдо текущего счета.
Однако августовские меры, безусловно, привели к потере доверия иностранных инвесторов, о чем свидетельствует неоднократное снижение международными агентствами рейтингов России, субъектов Российской Федерации, ведущих российских компаний и банков.
В отсутствие внешнего кредитования в тяжелом положении окажется банковский сектор экономики, выполнение обязательств которого без реструктуризации долгов перед иностранными кредиторами становится достаточно сложным.
В сложившейся ситуации не ожидается роста поступлений инвестиций в нефинансовый сектор российской экономики. Исключение могут составить кредиты, предоставляемые экспортерам под поставленные товары, а также смягчение условий кредитования со стороны стран - импортеров в связи с опасностью потери одного из перспективных по емкости рынков сбыта товаров народного потребления.
Осложнился вопрос с предоставлением кредитов международными финансовыми организациями, в том числе и стабилизационного кредита МВФ.
Российская экономика и финансы оказались в сложнейшей ситуации за весь период экономических реформ. Возможность выхода из кризиса определяется тем, насколько быстро удастся локализовать негативные процессы, возникшие в связи с переходом к плавающему курсу национальной валюты, а также от того, насколько эффективно будут использованы полученные от девальвации преимущества.
Финансовый сектор


Страницы: 19 из 38  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->