Официальные документы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД (УТВ. БАНКОМ РОССИИ) (ВМЕСТЕ С ''МЕРАМИ ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'', ОДОБРЕННЫМИ СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ БАНКА РОССИИ 17.11.1998, ПРЕЗИДИУМОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ 21.11.1998). ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 1999 год (утв. Банком России) (вместе с ''Мерами по реструктуризации банковской системы Российской Федерации'', одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998, Президиумом Правительства РФ 21.11.1998))

Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог




- - налогово - бюджетные проблемы, связанные с низким уровнем собираемости налогов, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам, ростом расходов по обслуживанию и рефинансированию внутреннего государственного долга;
- - рост взаимных неплатежей и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;
- - резкое ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятным изменением конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;
- - обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;
- - нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства Российской Федерации выполнять свои финансовые обязательства.
Необходимость постоянного реагирования на угрозу, а затем и проявления финансового кризиса не позволила органам денежно - кредитного регулирования обеспечить выполнение задач, определенных "Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики на 1998 год".
В первые семь месяцев 1998 года Банк России осуществлял денежно - кредитную политику в условиях поддержания динамики курса рубля к доллару США в заданных пределах. Особенностью такой политики является то, что главным целевым ориентиром становится валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы, таких, как денежная масса и процентные ставки, формируется, исходя из задачи поддержания заданной динамики валютного курса.
При росте доходности на внутреннем рынке государственных заимствований неоднократно повышалась ставка рефинансирования (ее максимум пришелся на конец мая - начало июня, когда она составила 150%), ставки по ломбардным кредитам, а также ставки по привлечению средств в депозиты Банка России. В результате Банку России в первом полугодии удалось сохранить объявленную динамику валютного курса (снижение валютного курса рубля за семь месяцев составило 4,03%, а прирост инфляции - 4,2%). Однако это происходило в условиях сокращающихся золотовалютных резервов Банка России: за первые шесть месяцев 1998 года они снизились на 12,8%. Ситуация осложнялась и уменьшением внутренних источников пополнения валютных резервов страны вследствие того, что в результате ухудшения условий внешней торговли России в первом квартале 1998 года сложилось отрицательное сальдо по счету текущих операций. За семь месяцев 1998 года отмечалось и абсолютное сокращение денежной массы М2 на 3,8%, а широкие деньги М2Х (денежная масса с учетом валютных депозитов) уменьшились на 5,2%.
Таким образом, сложившееся в первой половине 1998 года положение свидетельствовало о существенном изменении макроэкономических условий, которым соответствовал иной, более низкий обменный курс рубля.
В этот период стало очевидным, что государственные краткосрочные обязательства из инструмента, предназначенного для привлечения средств в федеральный бюджет, стали, наоборот, механизмом, поглощающим средства из бюджета. Вследствие чего Правительством Российской Федерации было принято решение об отказе от заимствований на этом рынке и о переоформлении государственных ценных бумаг (ГКО - ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги.
Летом 1998 года поддержание стабильного реального обменного курса осуществлялось в основном за счет резервов Банка России, а суммы, выплаченные Правительством Российской Федерации в результате погашения государственных ценных бумаг, в условиях отказа от новых займов стали оказывать дополнительное давление на валютный рынок. Продолжение политики искусственного поддержания валютного курса путем проведения валютных интервенций могло привести к катастрофическому истощению золотовалютных резервов Банка России.
Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков. Кроме того, падение стоимости российских ценных бумаг на внешнем рынке привело к необходимости пополнения залога под кредиты в иностранной валюте, предоставленные российским банкам нерезидентами.
В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом.
В этот период режим привязки курса рубля к доллару США, с одной стороны, был элементом политики, направленной на привлечение в экономику иностранных инвестиций, но, с другой стороны, ее следствием стало то, что банки не могли адекватно оценивать возникающие потенциальные риски. Банки хеджировали валютные риски нерезидентов путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты, в ряде случаев в значительных объемах. В результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое состояние банков резко ухудшилось.
17 августа 1998 года было принято решение о введении 90-дневного моратория на возврат финансовых кредитов, полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам.


Страницы: 2 из 38  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->