ПИСЬМО ФНС РФ ОТ 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам)Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налог на имущество организаций. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Транспортный налог. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, на момент окончания срока подачи декларации по единому социальному налогу за 2006 год по рассматриваемому вопросу дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 N 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обоснование своей позиции.
Следовательно, у инспекции основания для взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неуплату 559 331 рубля единого социального налога, доначисленного по рассматриваемому эпизоду за 2006 год, а у судов - основания для отказа в удовлетворении требования общества в этой части отсутствовали.
Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10.
57. Ответственность в соответствии со ст. 135.1 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и применяется в отношении конкретного налогоплательщика-организации.
Обязанность банка, предусмотренная пунктом 5 статьи 76 Кодекса, касается одного и того же налогоплательщика-организации, операции по счетам которого приостановлены, а специфические мероприятия контроля по вопросам исполнения данной обязанности банком неразрывно связаны с проводимыми мероприятиями налогового контроля в отношении этого же налогоплательщика-организации.
Таким образом, несообщение Банком в установленный законом срок сведений об остатках денежных средств налогоплательщика при наличии нескольких решений инспекции должно квалифицироваться как одно (единичное) налоговое правонарушение, следовательно, за это правонарушение сумма штрафа не должна превышать размер, предусмотренный статьей 135.1 Кодекса.
Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 N 16535/10.
Досудебное урегулирование споров.
58. Пунктом 5 статьи 101.2 и пунктом 1 статьи 138 Кодекса установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В силу этого решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 18421/10.
59. Рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщика.
Положения статьи 101 Налогового кодекса, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 Кодекса возможность подобного применения не следует.
Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10.
Взыскание налога.
60. В пункте 2 статьи 45 и пункте 3 статьи 46 НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд.
Признание недействительным постановления инспекции о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика препятствует удовлетворению ее требования о взыскании налога в судебном порядке.
Вывод судов о том, что налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налоговым обязательствам не только в случае пропуска срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, но и в других случаях нарушения порядка внесудебного взыскания налогов, предусмотренного статьями 46 и 47 Кодекса, не основан на нормах действующего законодательства.
Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09.
Исчисление процессуальных сроков.
61. Момент, с которого начинает исчисляться трехлетний срок на обращение налогоплательщика в суд за защитой своего нарушенного права, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным. Таким обстоятельством, в данном деле, признано проведение совместной сверки расчетов, по результатам которой оформлен акт.
Данный вывод сформулирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09.
Споры о взыскании с налоговых органов судебных расходов, убытков.
62. В практике рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с требованиями налогоплательщиков о взыскании с инспекции судебных расходов, понесенных в связи с участием представителя в представлении его интересов в суде, возник вопрос о разумности размера расходов.
Страницы: 9 из 10 <-- предыдущая cодержание следующая -->