Официальные документы

ПИСЬМО МНС РФ ОТ 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@. СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НДС ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА - I КВАРТАЛ 2004 ГОДА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Письмо МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@. Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог. Упрощенная система налогообложения (УСН)




Вышеизложенный порядок применяется при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В данном случае следует руководствоваться положениями статьи 161 Кодекса, регламентирующими особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. (письмо МНС России от 16.06.2003 N 03-1-08/1826/14-Х759)

В целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ:
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации при условии, что покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положения этого пункта применяются при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых и др. услуг. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономического обоснования, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного и принимая во внимание, что покупатель инжиниринговых услуг не осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации (находится вне территории Российской Федерации) и местом реализации услуг признается территория иностранного государства, услуги, оказываемые на территории Республики Беларусь, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. (письмо МНС России от 12.03.2003 N 23-2-12/10-340-И709)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодека Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом место реализации работ (услуг) определяется в порядке, установленном статьей 148 Кодекса.
Услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов иностранных авиакомпаний, включая аэронавигационное обслуживание, подпадают под действие подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, в соответствии с которым местом реализации данных услуг признается территория России, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Указанным подпунктом также установлено, что местом осуществления деятельности покупателя услуг, перечисленных в данном подпункте, считается территория Российской Федерации в случае присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
В связи с этим, если покупателями услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по наземному обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, являются иностранные организации (иностранные индивидуальные предприниматели), местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации, то реализация рассматриваемых услуг не является объектом обложения НДС в России.
Таким образом, в данном случае сборы за услуги по наземному обслуживанию иностранных воздушных судов, взимаемые российскими аэропортами, не облагаются НДС по самостоятельному основанию.
Если же в силу вышеуказанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса оснований местом деятельности иностранных авиакомпаний и, следовательно, местом реализации рассматриваемых услуг определена территория России, то следует обратиться к подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса, которым установлено освобождение от НДС данных операций.
Согласно письму МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411, разъясняющему порядок применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса, его положения распространяются только на строго определенные услуги, поименованные в разделах 2 и 3 Перечня аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Как следует из пункта 1.1 Перечня, в нем перечислены аэронавигационные и аэропортовые сборы, взимаемые в аэропортах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации, т.е. граждан или юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта, выданный Минтрансом России.
В связи с этим и с учетом того, что аэронавигационные и аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов установлены отдельным перечнем, утвержденным Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 15.05.2000 N 125, письмо МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411 на иностранных авиаперевозчиков не распространяется.


Страницы: 7 из 37  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->