Официальные документы
Налог на прибыль организаций; Транспортный налог
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности обзор практики разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства.
Просим также обратить внимание на правильность оформления решений арбитражного суда по спорам с участием органов налоговой службы:
а) в решениях по рассматриваемым спорам следует использовать наименование "Государственная налоговая служба Российской Федерации", а не "Государственная налоговая инспекция при Минфине РФ";
б) в качестве предмета спора - "о возврате из бюджета ...", а не "о взыскании ...";
в) в резолютивной части решений по делам о возврате из бюджета незаконно взысканных денежных средств следует указывать: "возвратить из (указать какого) бюджета ...", а не "взыскать с расчетного счета органа налоговой службы".
1. Иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков при невозможности взыскания с них в бесспорном порядке недоимок по налогам и обязательным платежам из-за отсутствия денежных средств не должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению.
Государственная налоговая инспекция по Центральному району г. Комсомольска - на - Амуре при проведении проверки кооператива "Труд" установила факт занижения прибыли на сумму 77725 рублей. У кооператива возникла недоимка по уплате в бюджет налога на прибыль, которая, исходя из полномочий, предоставленных инспекции Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", взыскивается с юридического лица в бесспорном порядке. Однако в данном случае необходимых средств на счете налогоплательщика не оказалось. Налоговая инспекция предъявила в арбитражный суд иск об обращении взыскания на имущество кооператива для покрытия выявленной недоимки.
В связи с этим возник вопрос о том, должны ли арбитражные суды принимать к рассмотрению подобные иски.
При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.
В п. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Закона от 16.07.92 N 3317-1) предусмотрено, что взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке. Взыскание недоимки с юридических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.
По смыслу данной нормы обращение взыскания на имущество юридических лиц производится во внесудебном порядке, при отсутствии у налогоплательщика денежных средств. В указанном случае по существу имеет место лишь изменение способа исполнения бесспорного требования.
Поэтому арбитражные суды не должны принимать к рассмотрению иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков при отсутствии у последних денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом.
2. Иски налоговых инспекций о ликвидации предприятий должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению лишь в тех случаях, когда в законодательных актах прямо оговорено право налоговых инспекций заявлять такие требования по соответствующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. В настоящее время основания ликвидации предприятий перечислены в п. 3 ст. 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
В этой связи возник вопрос о праве налоговых инспекций предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации предприятий по основаниям, предусмотренным в п. 3 ст. 37 указанного Закона.
В данном случае следует учитывать, что полномочия того или иного органа по заявлению требований о ликвидации предприятий должны соответствовать основным задачам и целям деятельности этого органа. Для налоговых инспекций такими задачами являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Поэтому право налоговых инспекций заявлять иски о ликвидации предприятий по конкретным основаниям должно быть специально оговорено в законодательном акте применительно к деятельности налоговой службы.
В настоящее время в законодательстве не предусмотрены такие случаи, в связи с чем подобные иски налоговых инспекций не должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению.
Что касается порядка признания предприятия банкротом, то этот порядок будет определен в Законе Российской Федерации "О банкротстве (несостоятельности) предприятий".
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 23.11.1992 N С-13/ОП-329. О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Разделы:Налог на прибыль организаций; Транспортный налог
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329
О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329
О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности обзор практики разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства.
Просим также обратить внимание на правильность оформления решений арбитражного суда по спорам с участием органов налоговой службы:
а) в решениях по рассматриваемым спорам следует использовать наименование "Государственная налоговая служба Российской Федерации", а не "Государственная налоговая инспекция при Минфине РФ";
б) в качестве предмета спора - "о возврате из бюджета ...", а не "о взыскании ...";
в) в резолютивной части решений по делам о возврате из бюджета незаконно взысканных денежных средств следует указывать: "возвратить из (указать какого) бюджета ...", а не "взыскать с расчетного счета органа налоговой службы".
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Приложение
к письму Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329
к письму Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329
1. Иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков при невозможности взыскания с них в бесспорном порядке недоимок по налогам и обязательным платежам из-за отсутствия денежных средств не должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению.
Государственная налоговая инспекция по Центральному району г. Комсомольска - на - Амуре при проведении проверки кооператива "Труд" установила факт занижения прибыли на сумму 77725 рублей. У кооператива возникла недоимка по уплате в бюджет налога на прибыль, которая, исходя из полномочий, предоставленных инспекции Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", взыскивается с юридического лица в бесспорном порядке. Однако в данном случае необходимых средств на счете налогоплательщика не оказалось. Налоговая инспекция предъявила в арбитражный суд иск об обращении взыскания на имущество кооператива для покрытия выявленной недоимки.
В связи с этим возник вопрос о том, должны ли арбитражные суды принимать к рассмотрению подобные иски.
При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее.
В п. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Закона от 16.07.92 N 3317-1) предусмотрено, что взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке. Взыскание недоимки с юридических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.
По смыслу данной нормы обращение взыскания на имущество юридических лиц производится во внесудебном порядке, при отсутствии у налогоплательщика денежных средств. В указанном случае по существу имеет место лишь изменение способа исполнения бесспорного требования.
Поэтому арбитражные суды не должны принимать к рассмотрению иски налоговых инспекций об обращении взыскания на имущество налогоплательщиков при отсутствии у последних денежных средств, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом.
2. Иски налоговых инспекций о ликвидации предприятий должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению лишь в тех случаях, когда в законодательных актах прямо оговорено право налоговых инспекций заявлять такие требования по соответствующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. В настоящее время основания ликвидации предприятий перечислены в п. 3 ст. 37 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
В этой связи возник вопрос о праве налоговых инспекций предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации предприятий по основаниям, предусмотренным в п. 3 ст. 37 указанного Закона.
В данном случае следует учитывать, что полномочия того или иного органа по заявлению требований о ликвидации предприятий должны соответствовать основным задачам и целям деятельности этого органа. Для налоговых инспекций такими задачами являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Поэтому право налоговых инспекций заявлять иски о ликвидации предприятий по конкретным основаниям должно быть специально оговорено в законодательном акте применительно к деятельности налоговой службы.
В настоящее время в законодательстве не предусмотрены такие случаи, в связи с чем подобные иски налоговых инспекций не должны приниматься арбитражными судами к рассмотрению.
Что касается порядка признания предприятия банкротом, то этот порядок будет определен в Законе Российской Федерации "О банкротстве (несостоятельности) предприятий".
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)