ПИСЬМО ФФОМС ОТ 12.10.1995 N 8-1760. ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФОНДАМИ ОМС. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо ФФОМС от 12.10.1995 N 8-1760. Об уплате налогов территориальными фондами ОМС)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Кроме того, истец сослался на ст. 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91, в соответствии с которой Фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Ответчик - Государственная налоговая инспекция по Центральному району г. Санкт-Петербурга иск отклонила, ссылаясь на Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с п. 1а ст. 1 которого плательщиками налога на прибыль являются организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность, какой и является ЛОФОМС. Кроме того, ответчик пояснил, что, по его мнению, деятельность по размещению денежных средств на депозитных счетах в банке является предпринимательской, а Федеральным законом РФ от 25.01.95 N 9-ФЗ (ст. 3) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1994 год" предусмотрена уплата налога на прибыль от размещения временно свободных финансовых средств фонда.
В дополнение ответчик сообщил, что в настоящее время инкассовые поручения N N 186 и 187 о списании средств с истца отозваны письмом N 3-01-15/2459 от 21.08.95 и оставлены без исполнения, поскольку в противном случае ЛОФОМС не смог бы провести оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования и медицинские учреждения Ленинградской области остались бы без средств.
Выслушав мнение сторон и рассмотрев представленные материалы, судом установлено следующее:
- - Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования создан для реализации государственной функции по сбору и перераспределению страховых платежей на обязательное медицинское страхование и является государственным внебюджетным территориальным фондом согласно Закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ";
- - в соответствии с разделом 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1, основной деятельностью ЛОФОМС является финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, которая согласно разделу 4 Положения включает в себя и размещение в целях защиты от инфляции временно свободных финансовых средств и средств нормируемого страхового запаса финансовых средств территориального фонда в банковских депозитах;
- - согласно ст. 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР" в редакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1 Федеральный и территориальные фонды освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности;
- - ст. 4 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования предусмотрено использование доходов, полученных от размещения временно свободных денежных средств из банковских депозитов, на цели основной деятельности: пополнение фондов территориального фонда, на выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования, на экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений и организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний среди граждан;
- - Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" также устанавливает, что основной задачей фондов обязательного медицинского страхования является аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Таким образом, доходы от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банке предназначались для использования фондом на цели основной деятельности.
Возражения ответчика не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу ст. ст. 12, 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат, фонды освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности, а кроме того, ответчик не сослался на федеральный закон, согласно которому фонды обязательного медицинского страхования обязаны уплачивать налог на прибыль от временно свободных финансовых средств в банковских депозитах.
С учетом изложенного суд находит, что Госналоговая инспекция необоснованно признала Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования плательщиком налога на прибыль, поскольку денежные средства от хранения на депозитных счетах в банках не являются прибылью фонда.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127 АПК РФ, ст. ст. 12, 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возвратить истцу из бюджета необоснованно списанные ГНИ по Центральному району г. Санкт-Петербурга со счета Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования в безакцептном порядке 885337600 руб., а также 31067224 руб. госпошлины.
Приказ выдать немедленно.