Официальные документы
Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог
Источник: Индикаторы науки: 2010. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010
Россия также недостаточно представлена в мировой науке, что является одним из главных показателей качества проводимых исследований. Так, на долю России в 2008 году приходилось всего 2.48% общемирового числа публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, тогда как на Францию - 5,53%, на Германию - 7,5%, на Китай - 9,69 процента. Россия по данному показателю находится на уровне Бразилии (2.59%) и Нидерландов (2.46%). При этом для российской науки характерны низкая интенсивность работы ученых (в 2008 г. на 100 исследователей приходилось 6 публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of Science, в Великобритании - 33, Германии - 29, США - 23), а также в среднем более низкое качество работ (если доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах равна 2.48%, то ее доля в общемировом числе цитирований в научных журналах составила за 2004 - 2008 гг. лишь 0,93 процента).
Значительный рост бюджетных расходов в 2004 - 2008 годах не привел к существенному повышению инновационной активности отечественной промышленности, ее уровень, достигнув максимума в 2004 году (10,5%), затем стабилизировался на отметке 9,4 - 9,6%, и лишь в 2009 году несколько вырос до 10,0%, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в течение последнего десятилетия не превысил 5,5 процента.
Мировой экономический кризис 2008 - 2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.
1. Развитие высшего образования и сферы исследований университетского сектора
В системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создается инновационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов, создаются механизмы привлечения в российские университеты ведущих ученых, развития бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных производств, использующих кадровый и научный потенциал высшей школы.
Среди российских вузов выделено три группы ведущих университетов - университеты с особым статусом (МГУ, СПбГУ), федеральные и национальные исследовательские университеты, на развитие которых с 2009 года выделяются средства федерального бюджета.
На финансирование программ развития ведущих классических университетов Российской Федерации МГУ и СПбГУ в 2010 - 2012 годах предусмотрены 10 млрд. рублей бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В период с 2007 по 2010 год из федерального бюджета на программы развития федеральных университетов было направлено 18,7 млрд. рублей. Ключевые задачи, отличающие федеральные университеты (в настоящее время функционирует 7 таких университетов по федеральным округам) от других вузов, связаны с организацией и координацией (в федеральном округе) работы по сбалансированному обеспечению программ социально-экономического развития регионов квалифицированными кадрами.
На цели развития национальных исследовательских университетов с 2009 года выделено 8,42 млрд. рублей. Основная цель деятельности национальных исследовательских университетов (к середине 2010 года на основе конкурсного отбора этот статус был присвоен 29 российским вузам) - содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и его обеспечение высококвалифицированными специалистами.
Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сектора высшего образования будут поддержка кооперации вузов с промышленностью, развитие инновационной инфраструктуры и создание современных лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий, стимулирование создания малых инновационных компаний с участием вузов. В этих целях в 2010 - 2012 годах Правительством Российской Федерации в рамках реализации соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета в размере 39 млрд. рублей.
Кроме того, за счет создаваемых в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ малых инновационных предприятий удастся во многом решить проблему вовлечения в хозяйственный оборот результатов исследований, проводимых бюджетными научными и образовательными учреждениями.
2. Развитие академического сектора генерации знаний
Основным механизмом развития фундаментальных исследований в 2011 и последующих годах будет являться Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы.
Страницы: 46 из 159 <-- предыдущая cодержание следующая -->
ДИНАМИКА ВНУТРЕННИХ РАСХОДОВ НА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ. НАПРАВЛЕНИЯ, ПО КОТОРЫМ ПЛАНИРУЕТСЯ РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ))Налог на прибыль организаций. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Транспортный налог
Начиная с 1998 года внутренние затраты на исследования и разработки в России характеризуются, за исключением "плато" в 2004 - 2006 годах, постоянным ростом в реальном выражении (рис. 1), причем темпами, превышающими прирост ВВП. В то же время из-за "провала" в финансировании R&D в 2004 и 2005 годах доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП еще не вышла по состоянию на конец 2008 года на уровень "пикового" 2003-го года. Более того, по данному показателю Россия значительно (31 место) уступает странам - лидерам в инновациях, а также Китаю, по абсолютной величине расходов на исследования и разработки (в долларовом эквиваленте) занимает 10 место.
Динамика внутренних расходов на исследования и разработки
Источник: Индикаторы науки: 2010. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010
Россия также недостаточно представлена в мировой науке, что является одним из главных показателей качества проводимых исследований. Так, на долю России в 2008 году приходилось всего 2.48% общемирового числа публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, тогда как на Францию - 5,53%, на Германию - 7,5%, на Китай - 9,69 процента. Россия по данному показателю находится на уровне Бразилии (2.59%) и Нидерландов (2.46%). При этом для российской науки характерны низкая интенсивность работы ученых (в 2008 г. на 100 исследователей приходилось 6 публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of Science, в Великобритании - 33, Германии - 29, США - 23), а также в среднем более низкое качество работ (если доля России в общемировом количестве публикаций в научных журналах равна 2.48%, то ее доля в общемировом числе цитирований в научных журналах составила за 2004 - 2008 гг. лишь 0,93 процента).
Значительный рост бюджетных расходов в 2004 - 2008 годах не привел к существенному повышению инновационной активности отечественной промышленности, ее уровень, достигнув максимума в 2004 году (10,5%), затем стабилизировался на отметке 9,4 - 9,6%, и лишь в 2009 году несколько вырос до 10,0%, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в течение последнего десятилетия не превысил 5,5 процента.
Мировой экономический кризис 2008 - 2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы.
Направления, по которым планируется развитие
научно-технической и инновационной деятельности
научно-технической и инновационной деятельности
1. Развитие высшего образования и сферы исследований университетского сектора
В системе высшего профессионального образования формируется инновационное ядро, создается инновационная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие образовательных учреждений и бизнеса в реализации высокотехнологичных проектов, создаются механизмы привлечения в российские университеты ведущих ученых, развития бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных производств, использующих кадровый и научный потенциал высшей школы.
Среди российских вузов выделено три группы ведущих университетов - университеты с особым статусом (МГУ, СПбГУ), федеральные и национальные исследовательские университеты, на развитие которых с 2009 года выделяются средства федерального бюджета.
На финансирование программ развития ведущих классических университетов Российской Федерации МГУ и СПбГУ в 2010 - 2012 годах предусмотрены 10 млрд. рублей бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В период с 2007 по 2010 год из федерального бюджета на программы развития федеральных университетов было направлено 18,7 млрд. рублей. Ключевые задачи, отличающие федеральные университеты (в настоящее время функционирует 7 таких университетов по федеральным округам) от других вузов, связаны с организацией и координацией (в федеральном округе) работы по сбалансированному обеспечению программ социально-экономического развития регионов квалифицированными кадрами.
На цели развития национальных исследовательских университетов с 2009 года выделено 8,42 млрд. рублей. Основная цель деятельности национальных исследовательских университетов (к середине 2010 года на основе конкурсного отбора этот статус был присвоен 29 российским вузам) - содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и его обеспечение высококвалифицированными специалистами.
Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сектора высшего образования будут поддержка кооперации вузов с промышленностью, развитие инновационной инфраструктуры и создание современных лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий, стимулирование создания малых инновационных компаний с участием вузов. В этих целях в 2010 - 2012 годах Правительством Российской Федерации в рамках реализации соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета в размере 39 млрд. рублей.
Кроме того, за счет создаваемых в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ малых инновационных предприятий удастся во многом решить проблему вовлечения в хозяйственный оборот результатов исследований, проводимых бюджетными научными и образовательными учреждениями.
2. Развитие академического сектора генерации знаний
Основным механизмом развития фундаментальных исследований в 2011 и последующих годах будет являться Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы.
Страницы: 46 из 159 <-- предыдущая cодержание следующая -->